ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-750/19 от 09.08.2019 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0023-01-2019-000871-39

Дело №2а-750/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск 9 августа 2019 года

Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Чемпосовой У.Д.,

при секретаре судебного заседания Брагиной Т.М.,

с участием старшего помощника прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) Никифоровой А.Г.,

административного истца Замкового А. И.,

представителя административного ответчика - председателя избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) Б. А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Замкового А. И. к избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), возложении определенной обязанности,

у с т а н о в и л :

Замковой А.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – ИКМР), возложении на нее определенной обязанности.

В судебном заседании Замковой А. И. административный иск поддержал в полном объеме и пояснил, что 16 июня 2019 года на сайте опубликовано решение о назначении выборов депутатов районного Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) седьмого созыва. 13 июля 2019 года им, как уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение политической партии «<данные изъяты>» в Республике Саха (Якутия) (далее по тексту – РОПП «<данные изъяты>»), в ИКМР представлены документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов районного Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – МР «Олекминский район») седьмого созыва. 15 июля 2019 года ИКМР заверен список кандидатов в депутаты представительного органа муниципального района «Олекминский район» по единому избирательному округу, выдвинутый РОПП «<данные изъяты>». 29 июля 2019 года он, как уполномоченный представитель избирательного объединения РОПП «<данные изъяты>», в ИКМР представил документы, необходимые для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутых избирательным объединением РОПП «<данные изъяты>». В 18.00 часов 29 июля 2019 года прием документов о выдвижении кандидатов и избирательных объединений закончился. Но на «закрытие» журнала о приеме документов его в ИКМР не пригласили, сам не подходил. В соответствии с ч.20 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ об основных гарантиях избирательных прав), ч.1 ст.29 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 №815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее по тексту - Закон РС (Я) о муниципальных выборах), избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса (далее по тексту – ПСГ). Согласно удостоверению от 31 июля 2019 года, выданному ИКМР, он является членом ИКМР с ПСГ, назначенный 29 июля 2019 года политической партией РОПП «<данные изъяты>». Согласно ч.20 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.1 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах с 29 июля 2019 года он наделен полномочиями члена ИКМР с ПСГ. В соответствии с ч.22 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.4 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах член избирательной комиссии с ПСГ обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов. Согласно п.«г» ч.23 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, п.4 ч.5 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах член комиссии с ПСГ вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий. Во второй половине дня 31 июля 2019 года им, как членом ИКМР с ПСГ, в указанную избирательную комиссию подано заявление о предоставлении возможности ознакомиться с документами, представленными иными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов районного Совета депутатов МР «Олекминский район», заявление зарегистрировано в тот же день 31 июля 2019 года входящим . В этот день он участвовал при проверке подписей в подписных листах его партии. Однако, ему не предложили ознакомиться с запрашиваемой информацией, приняв заявление, лишь кивнули, что ему позвонят, поэтому он ушел. До настоящего времени ИКМР не ознакомила его с запрашиваемой информацией. ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, Законом РС (Я) о муниципальных выборах, постановлениями Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), постановлениями ИКМР не предусмотрена возможность рассмотрения вопроса о предоставлении или не представлении члену комиссии с ПСГ возможности ознакомления с документами и материалами, установления сроков такого рассмотрения. На основании указанного следует, что указанная возможность (ознакомления члена избирательной комиссии с ПСГ с документами и материалами) должна предоставляться незамедлительно. В нарушение п.«г» ч.23 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, п.4 ч.5 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах ИКМР бездействует, нарушая его права, как члена указанной избирательной комиссии с ПСГ, на осуществление наблюдения и своевременное получение информации. Указанное бездействие ИКМР нарушает право административного истца на равенство членов избирательной комиссии, предусмотренные ч.22 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.4 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах. Кроме того, лишь после обращения в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) 2 августа 2019 года о том, что ИКМР не пригласила ни на одно заседание, ИКМР стала приглашать его на свои заседания, неоднократно участвовал в них. Однако, с достоверной точностью не может сказать, звонили ли ему 30 июля 2019 года и приглашали ли на заседания ИКМР, не помнит. Но при всех заседаниях ИКМР после 2 августа 2019 года он также не был ознакомлен со списком кандидатов в депутаты от всех избирательных объединений, о которых письменно заявлял 31 июля 2019 года. 5 августа 2019 года около 17.00 часов во время заседания ИКМР из суда поступили определение суда о принятии его административного искового заявления к производству суда и назначении подготовки дела к судебному разбирательству с приложенными к нему его административным исковым заявлением и других документов. Председатель ИКМР Б. А.А. лишь указала, что они поступили, озвучила какие документы имеются, но вновь проигнорировала его заявление от 31 июля 2019 года, документы ему не были предоставлены для ознакомления. 6 августа 2019 года его ознакомили с другими материалами (с документами кандидата в главы МР «Олекминский район» ФИО 3, о которых он заявил. Считает, что председатель ИКМР Б. А.А. умышленно не дает ему на ознакомление документы. На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), просит: 1) признать незаконным бездействие ИКМР в части непредставления ему, как члену ИКМР с ПСГ, возможности ознакомиться с документами и материалами в соответствии с поданным им в указанную избирательную комиссию заявлением от 31 июля 2019 года. 2) Обязать ИКМР предоставить возможность ему, как члену ИКМР с ПСГ, ознакомиться с документами и материалами в соответствии с поданным им в указанную избирательную комиссию заявлением от 31 июля 2019 года.

В судебном заседании представитель административного ответчика Б. с административным иском Замкового А.И. не согласна в полном объеме и пояснила, что, действительно, 29 июля 2019 года в 10.10 часов Замковой А.И. сдал в ИКМР заявление о согласии быть членом ИКМР с ПСГ от РОПП «<данные изъяты>», иные документы РОПП «<данные изъяты>» для регистрации. 31 июля 2019 года до обеда Замковой А.И. принес и сдал заявление об ознакомлении с документами и материалами, представленными другими избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов районного Совета депутатов МР «Олекминский район». Данное заявление было зарегистрировано в ИКМР в тот же день входящим . В ознакомлении с документами ему не было отказано, он мог в любое время ознакомиться с ними, документы все лежат в сейфе, к которому имеют доступ все члены ИКМР, в том числе с ПСГ. Но Замковой А.И. не просил предоставить ему документы по своему заявлению, просто, сдав документы, ушел. Кроме того, 31 июля 2019 года Замковой А.И. на заседании рабочей группы ИКМР при проверке подписей в подписных листах РОПП «<данные изъяты>» участвовал, документы других избирательных объединений не просил, хотя просидел более часа, ожидая выхода рабочей группы из кабинета системного администратора ГАС «Выборы» по проверке достоверности подписей. Также он многократно приглашался по другим вопросам, но не просил его ознакомить с документами других избирательных объединений. Кроме того, из-за большой загруженности по регистрации кандидатов на главу, списков депутатов, они чисто физически не могли ознакомить Замкового А.И. с заявленными документами. Сам он их не просил. В памяти держать все заявления не может. Кроме того, все документы политических партий лежат в металлическом шкафу на стеллажах, к ним имеют доступ все члены ИКМР. Шкаф закрывается на ключ, но из замочной скважины не вынимается. При желании Замковой А.И. мог самостоятельно взять документы. Также 7 августа 2019 года в регистрации списка кандидатов в депутаты от РОПП «<данные изъяты>» отказано, поэтому у Замкового А.И., как члена ИКМР с ПСГ от указанной партии, полномочия закончились.

В судебном заседании свидетель ФИО 1, заместитель председателя ИКМР, член ИКМР с правом решающего голоса, руководитель рабочей группы ИКМР по приему и проверке избирательных документов, показала, что, действительно, 31 июля 2019 года около 13.00 часов Замковой А.И. принес письменное заявление об ознакомлении с документами, представленными другими избирательными объединениями. В это время председатель ИКМР Б. А.А. выходила из кабинета - уходила на обед, попросила ее зарегистрировать заявление и предоставить Замковому А.И. для ознакомления все, что он просит. Заявление она зарегистрировала в журнале учета входящей корреспонденции , сделала пометку в экземпляре Замкового А.И., и тот развернулся и сразу ушел, не дождался, когда она их предоставит. Поняла, что желает ознакомиться после обеда. Заявление вложила в папку входящей корреспонденции, где оно и хранится. После обеда 31 июля 2019 года на заседании рабочей группы ИКМР проводилась проверка подписных листов РОПП <данные изъяты>». При этом, кроме других, участвовал член ИКМР с ПСГ Замковой А.И., когда они находились в кабинете системного администратора ГАС «Выборы», Замковой ожидал в кабинете ИКМР с другими членами, но не просил предоставить ему документы. Поняли, что ему не нужно ничего. Мог сам взять документы из металлического шкафа, где они хранятся, чего не сделал. Но членов ИКМР с ПСГ они не ознакомили, где какие документы хранятся, но все знают где что лежит. Кроме того, Замкового А.И. многократно приглашали в ИКМР, в том числе, для вручения удостоверения члена ИКМР с правом совещательного голоса, но при этом он не просил ознакомить его с документами других избирательных объединений.

Свидетель ФИО 2, член ИКМР с правом решающего голоса, в суде показал, что 6 августа 2019 года член ИКМР с ПСГ Замковой А.И. ознакомился с материалами кандидата на должность главы МР «Олекминский район» Кондратьева, которые он выдал сам. Он следил, чтобы в руках Замкового не было ручек, чтобы тот не сделал помарок, исправлений в документах, и не фотографировал. Ходатайства об ознакомлении с другими материалами не заявлял. О том, что подал заявление об ознакомлении с документами других избирательных объединений, он не знал, сам его не ознакомил.

Выслушав пояснения административного истца Замкового А.И., представителя административного ответчика Б. А.А., показания свидетелей ФИО 1, ФИО 2, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить административный иск, изучив все представленные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит установленным следующее:

В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В силу ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В силу ст.14 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства, в обсуждении законов и решений общефедеративного и местного значения, в референдумах, а также избирать и быть избранными в органы народовластия.

В порядке ст.9, 10 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав выборы указанных в п.1 ст.8 указанного Федерального закона, в том числе органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Выборы указанных органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Согласно ст.12 Устава МР «Олекминский район» муниципальные выборы депутатов районного Совета, главы района назначаются районным Советом депутатов в установленные законом сроки.

11 июня 2019 года по решению районного Совета депутатов МР «Олекминский район» на 8 сентября 2019 года назначены выборы на должность главы МР «Олекминский район» и депутатов Совета депутатов МР «Олекминский район».

24 июня 2019 года на внеочередном общем собрании РОПП «<данные изъяты>», проведенной в городе <адрес>, собрание единогласно решило назначить Замкового А.И. уполномоченным представителем РОПП «<данные изъяты>» по финансовым вопросам на выборах депутатов районного Совета депутатов МР «Олекминский район» седьмого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года, с наделением определенных полномочий, имеются подписи председателя и секретаря общего собрания.

Имеется письменное согласие Замкового А.И. быть уполномоченным представителем РОПП «<данные изъяты>» по финансовым вопросам при проведении выборов депутатов представительного органа МР «Олекминский район» от 24 июня 2019 года.

13 июля 2019 года РОПП «<данные изъяты>» поданы в ИКМР документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов районного Совета депутатов МР «Олекминский район», что сторонами не оспаривается.

15 июля 2019 года ИКМР заверил указанный список.

29 июля 2019 года РОПП «<данные изъяты>» в ИКМР представлены документы для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутых избирательным объединением РОПП «<данные изъяты>».

В силу ч.20 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав во взаимной связи с ч.1 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Из удостоверения , выданного 31 июля 2019 года ИКМР, следует, что Замковой А.И. является членом ИКМР с ПСГ, назначенный политической партией РОПП «<данные изъяты>».

7 августа 2019 года ИКМР вынесено решение об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты представительного органа МР «Олекминский район» по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением РОПП «<данные изъяты>» в связи с несоблюдением формы подписных листов, недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

В соответствии с ч.24 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, абз.3 ч.8 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.

В судебном заседании административный истец Замковой А.И. пояснил, что данное решение 8 августа 2019 года было обжаловано в Центральный избирательный комитет Республики Саха (Якутия), жалоба зарегистрирована вх. , еще не рассмотрена.

Представитель административного ответчика Б. А.А. пояснила, что об обжаловании их решения им ничего не известно.

Следовательно, решение ИКМР от 7 августа 2019 года об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов МР «Олекминский район» не вступило в законную силу, полномочия члена ИКМР с ПСГ у Замкового А.И. не прекращены.

Стороны данное обстоятельство не оспорили.

Из представленного заявления Замкового А.И., поданного 31 июля 2019 года в адрес ИКМР видно, что он просит предоставить возможность ознакомиться с документами, представленными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов районного Совета депутатов МР «Олекминский район. Имеется подпись заявителя. Также имеется пометка о том, что заявление зарегистрировано ИКМР вх. .

Административный истец Замковой А.И. пояснил, что до настоящего времени его не ознакомили с затребованными документами.

Данное обстоятельство подтвердили и представитель административного ответчика Б. А.А., свидетели ФИО 1 и ФИО 2

В силу ч.22, п.«г» ч.23 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав во взаимосвязи с ч.4, п.4 ч.5 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах, член комиссии с ПСГ обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за некоторым исключением прав, а также, кроме всего, член комиссии с ПСГ вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

Как установлено в ходе судебного заседания, после подачи 31 июля 2019 года членом ИКМР с ПСГ Замковым А.И. письменного заявления об ознакомлении его с документами, представленными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов представительного органа МР «Олекминский район», до настоящего времени не ознакомлен с указанными документами.

При этом доводы представителя административного ответчика о том, что каждый член ИКМР имеет доступ к металлическому шкафу, где хранятся все документы политических партий, и он вправе самостоятельно взять эти документы, суд находит не состоятельными, и не могут быть приняты во внимание при вынесении решения суда, поскольку не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Как пояснили свидетели ФИО 1, ФИО 2, несмотря на то, что документы политических партий лежат в металлическом шкафу, установленном наверху стеллажей в кабинете ИКМР, ни один член ИКМР с ПСГ самостоятельно их не брал, они сами подавали интересующие их документы и наблюдали за тем, чтобы члены ИКМР с ПСГ не имели при себе ручек, в целях недопущения внесения исправлений и помарок в предоставленные документы, а также, чтобы их не фотографировали.

При таких обстоятельствах суд находит достоверно установленным, что в нарушение п. «г» ч.23 ст.29 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.4 ч.5 ст.29 Закона РС (Я) о муниципальных выборах, ИКМР не предоставила возможность члену ИКМР с ПСГ Замковому А.И. ознакомиться с документами, представленными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов представительного органа МР «Олекминский район», что недопустимо.

Следовательно, административное исковое заявление Замкового А.И. подлежит безусловному удовлетворению в полном объеме.

Стороны не заявили ходатайства об обращении решения суда к немедленному исполнению. Однако, с учетом категории рассмотренного дела суд обращает внимание административного ответчика о необходимости ознакомления административного истца с запрашиваемой информацией в кратчайшие сроки в целях недопущения ущерба интересам административного истца, как уполномоченного представителя политической партии.

На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ», Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить административное исковое заявление Замкового А.И.:

Признать незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) в части непредоставления Замковому А. И., члену избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) с правом совещательного голоса, возможности по поданному им заявлению вх. от 31 июля 2019 года ознакомиться с документами, представленными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов районного Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) седьмого созыва.

Возложить обязанность на избирательную комиссию муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) предоставить возможность Замковому А. И., члену избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) с правом совещательного голоса, ознакомиться с документами, представленными избирательными объединениями для заверения списков кандидатов в депутаты на выборах депутатов районного Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) седьмого созыва.

Возложить обязанность на избирательную комиссию муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) сообщить об исполнении решения в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 5 (Пяти) дней со дня его вынесения.

Судья: п./п.

Копия верна:

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия): У.Д. Чемпосова

Мотивированное решение суда в соответствии с ч.3 ст.244 КАС РФ изготовлено 11 августа 2019 года.