2а-750/2020
56RS0030-01-2020-000553-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 19 марта 2020 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Дараган О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд с вышеуказанным административным иском указав, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга в качестве налогоплательщика транспортного налога.
Плательщики транспортного налога (физические лица) уплачивают указанный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статьи 363 НК РФ).
Согласно данным информационного ресурса системы электронного обмена данных местного уровня ФИО1 в 2016 г. являлся собственником легкового автомобиля <данные изъяты>, л.с. 250.17, гос. номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
По данным оперативного учета за должником имеется задолженность:
- по транспортному налогу за 2016 г. в размере 18 763 руб.,
- пени по транспортному налогу в размере 587 руб. 29 коп.
Инспекцией в соответствии с действующим законодательством было направлено (вручено) налогоплательщику налоговые уведомления: № о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год.
В связи с тем, что административный ответчик не уплатил обязательный платеж в установленный законодательством срок, ему в соответствии со статьей 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 03 апреля 2018 года № 3884 по сроку уплаты 22 мая 2018 года.
Задолженность по транспортному налогу погашена не была.
Инспекция 13 декабря 2019 года обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи судебного участка № 14 Промышленного района г. Оренбурга.
Мировым судьей вынесено определение от 17 декабря 2019 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Согласно требованию от 03 апреля 2018 года № по сроку уплаты 22 мая 2018 года, срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа истек 20 ноября 2018 года.
Пропуск срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа обусловлен большими объемами подготовки (формирования, распечатки, подписи) заявлений на выдачу судебных приказов и их единовременная передача мировым судьям.
На основании вышеизложенного просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании обязательных платежей.
Взыскать с административного ответчика ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 18763 руб., пени по транспортному налогу в размере 587 руб. 29 коп.
В судебное заседание не явился представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, административный ответчик ФИО2, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не получил административное исковое заявление и судебную повестку по обстоятельствам, зависящим от него.
Суд в порядке ст.150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п.1 ст.1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статья 1 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ предусматривает, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области.
Материалами дела установлено, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга в качестве налогоплательщика транспортного налога.
Плательщики транспортного налога (физические лица) уплачивают указанный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статьи 363 НК РФ).
Согласно данным информационного ресурса системы электронного обмена данных местного уровня ФИО1 в 2016 г. являлся собственником легкового автомобиля <данные изъяты>, л.с. 250.17, гос. номер №, дата регистрации права собственности 16 октября 2007 года.
По данным оперативного учета за должником имеется задолженность:
- по транспортному налогу за 2016 г. в размере 18 763 руб.,
- пени по транспортному налогу в размере 587 руб. 29 коп.
Инспекцией в соответствии с действующим законодательством было направлено (вручено) налогоплательщику налоговые уведомления: № о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год.
В связи с тем, что административный ответчик не уплатил обязательный платеж в установленный законодательством срок, ему в соответствии со статьей 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 03 апреля 2018 года № 3884 по сроку уплаты 22 мая 2018 года.
Задолженность по транспортному налогу погашена не была.
Инспекция 13 декабря 2019 года обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи судебного участка № 14 Промышленного района г. Оренбурга.
Мировым судьей вынесено определение от 17 декабря 2019 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Согласно требованию от 03 апреля 2018 года № по сроку уплаты 22 мая 2018 года, срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа истек 20 ноября 2018 года.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4 п.2).
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Административный истец заявил ходатайство, которым просит восстановить срок для предъявления заявления о выдаче судебного приказа мотивировав его тем, что пропуск срока обусловлен большими объемами подготовки заявлений на выдачу судебных приказов.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа, поскольку на дату обращения в суд уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а указанные в заявлении причины пропуска срока суд находит неуважительными, поскольку у налогового органа до истечения срока обращения в суд было достаточно времени для предъявления заявления о выдаче судебного приказа. Убедительных доводов, свидетельствующих об уважительности пропуска срока и доказательств, подтверждающие данные обстоятельства, налоговым органом не было приведено.
При этом суд учитывает и то, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Передача документов должна быть так организована, чтобы соблюдались установленные законодательством сроки обращения в суд.
В соответствии со ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Мотивированный текст решения суда составлен 26 марта 2020 года.
Судья Бураченок Н.Ю.