ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-750/2016 от 03.11.2016 Красноармейского районного суда (Приморский край)

№2а-750/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре Крыловой А.А., с участием старшего помощника прокурора Красноармейского района Приморского края Иванова Н.И., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района Приморского края в интересах Российской Федерации, <адрес> муниципального района <адрес>, к муниципальному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным решения муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и возложении на муниципальный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанности о досрочном прекращении полномочий депутата Орлова В.Д.,

у с т а н о в и л:

административный истец в лице прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав следующее. <адрес> проведена проверка исполнения депутатами муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения депутатами муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанности представлять сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При изучении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замечающих муниципальные должности в муниципальном комитете <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> выявлен факт непредставления депутатом Орловым В.Д. сведений о своих доходах и расходах за ДД.ММ.ГГГГ год, а также доходах, расходах супруги за ДД.ММ.ГГГГ год, чем нарушены положения статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции». ДД.ММ.ГГГГ по данному факту прокуратурой района в муниципальный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании муниципального комитета и оставлено решением от ДД.ММ.ГГГГ без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес председателя муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> направлено письмо с предложением рассмотреть вопрос об освобождении депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения Орлова В.Д. от занимаемой должности. ДД.ММ.ГГГГ решением муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в освобождении от занимаемой должности депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Орлова В.Д. отказано. Данное решение принято муниципальным комитетом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в нарушение положений антикоррупционного законодательства, полномочия депутата Орлова В.Д. досрочно не прекращены. В связи с указанным прокурор района просит признать незаконным решение муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и решение муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении письма прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения Орлова В.Д. от занимаемой должности». Также в исковых требованиях прокурор просит возложить на муниципальный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>Орлова В.Д. по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора <адрес>Иванов Н.И. поддержал заявленные в административном исковом заявлении исковые требования, настаивал на приведенных в иске доводах.

В судебное заседание представитель муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в суд не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Судом установлено, что по заданию прокурора <адрес> проведена прокурорская проверка исполнения депутатами муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлен факт ненадлежащего исполнения депутатами муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанности представлять сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так установлен факт непредставления депутатом Орловым В.Д. сведений о своих доходах и расходах за ДД.ММ.ГГГГ, а также доходах, расходах супруги за ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту прокуратурой района в муниципальный комитет внесено представление, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ муниципальным комитетом и оставлено без удовлетворения. В ответ на обращение прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ решением муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в освобождении от занимаемой должности депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Орлова В.Д. отказано.

Изучив материалы дела, пояснения явившихся в суд участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» указанный федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих муниципальные должности.

В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 26.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Согласно положений Методических рекомендаций, указанных в письме Минтруда России от 13.11.2015 № 18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушениях», случаи непредставления сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера расцениваются как значительные коррупционные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия.

Статьей 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предусмотрено, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением. Лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы, из Банка России, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, или организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статьями 12.1 и 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: 1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если в порядке, установленном федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, не поручено участвовать в управлении таким хозяйствующим субъектом; 3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами; 5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; 6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; 7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; 8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; 9) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей. 3.1. Лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную пунктами 4 - 11 части 3 настоящей статьи. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 10.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий.

В силу части 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Учитывая вышеизложенное, а также установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что депутат Орлов В.Д. не представил в ДД.ММ.ГГГГ сведений о своих доходах и расходах за ДД.ММ.ГГГГ год, а также расходах и доходах супруги за ДД.ММ.ГГГГ год, самостоятельно свои полномочия не сложил, в связи с допущенным им нарушением антикоррупционного законодательства, суд считает, что принятые решения муниципальным комитетом противоречат и не соответствуют действующему вышеприведенному антикоррупционному законодательству, в связи с чем, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, судья

р е ш и л:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес> муниципального района <адрес>, к муниципальному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным решения муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и возложении на муниципальный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанности о досрочном прекращении полномочий депутата Орлова В.Д. удовлетворить в полном объеме.

Признать решение муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и решение муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении письма прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения Орлова В.Д. от занимаемой должности» не соответствующими закону.

Возложить на муниципальный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>Орлова В.Д. по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Красноармейский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.А. Савенкова