ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-752/19 от 05.02.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-752/2019

64RS0045-01-2019-000136-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2019 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,

при секретаре Ли А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к фонду социально-правовой помощи иностранным гражданам, заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Саратовской области, о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к фонду социально-правовой помощи иностранным гражданам (далее по тексту –Организация) о ликвидации некоммерческой организации и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указывает, что Фонд зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Саратовской области 16 декабря 2004 года за основным государственным регистрационным номером 1046405039229 по решению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области учетный номер 6414010125. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Фонда (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): ул. Посадского И.Н., д.154, г.Саратов, руководитель ФИО1 ФИО5, организационно-правовая форма Организации - фонд.

Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в 2016 году, распоряжение Управления от 11.01.2016 года № 03-26-3 о проведении плановой документарной проверки в отношении организации, управлением в период с 01.02.2016 года по 26.02.2016 года была проведена документарная проверка соответствия деятельности субъекта проверки, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в отношении организации.

При проведении проверки было установлено следующее.

1 Устав организации, утвержденный общим собранием учредителей организации 14.12.2004, не в полной мере соответствует требованиям ст. 15 Конституции РФ и действующему законодательству РФ, в частности, по следующим основаниям:

В соответствие п.5 ст.3 ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику-эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пункт 1.12 Устава, в соответствие с которым организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а так же зарегистрированную в установленном порядке эмблему, не в полной мере соответствует п.5 ст. 3 ФЗ.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ в соответствие с законодательством РФ. П. 1.16 устава в части прав организации по созданию своих представительств и филиалов, не в полном мере соответствует п.1 ст.5 ФЗ.

В соответствие с п.3 ст.123.17 ГК РФ. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст. 23.17 ГК РФ, в отношении негосударственных пенсионных фондов. Таким образом п. 5.3, п. 8.6, 8.7 устава организации в части реорганизации организации не в полном мере соответствует п.3 ст.123.17 ГК РФ.

В соответствие с п.2 ст.2 ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных нужд.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения Закона, административный истец просит суд принять решение о ликвидации Фонда в качестве юридического лица и об его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административного ответчика, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо мотивированных возражений относительно заявленных требований, не представили.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст. 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

В соответствии с п.п. 1, п.п. 2 п. 2 ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона «некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации».

В соответствии с п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная организация обязана ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: «финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению».

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона №135-Ф3 ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово­-хозяйственной деятельности, предоставляемый в налоговые органы. Срок предоставления в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (то есть до 1 апреля года следующего за отчетным).

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13октября 2004 года № 1313.

Как установлено в судебном заседании, фонд зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Саратовской области 16 декабря 2004 года за основным государственным регистрационным номером 1046405039229 по решению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области учетный номер 6414010125. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Фонда (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): ул. Посадского И.Н., д.154, г.Саратов, руководитель ФИО1, организационно-правовая форма Организации - фонд.

Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в 2016 году, распоряжение Управления от 11.01.2016 года № 03-26-3 о проведении плановой документарной проверки в отношении организации, управлением в период с 01.02.2016 года по 26.02.2016 года была проведена документарная проверка соответствия деятельности субъекта проверки, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в отношении организации.

При проведении проверки было установлено следующее.

1 Устав организации, утвержденный общим собранием учредителей организации 14.12.2004, не в полной мере соответствует требованиям ст. 15 Конституции РФ и действующему законодательству РФ, в частности, по следующим основаниям:

В соответствие п.5 ст.3 ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику-эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пункт 1.12 Устава, в соответствие с которым организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а так же зарегистрированную в установленном порядке эмблему, не в полной мере соответствует п.5 ст. 3 ФЗ.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ в соответствие с законодательством РФ. П. 1.16 устава в части прав организации по созданию своих представительств и филиалов, не в полном мере соответствует п.1 ст.5 ФЗ.

В соответствие с п.3 ст.123.17 ГК РФ. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст. 23.17 ГК РФ, в отношении негосударственных пенсионных фондов. Таким образом п. 5.3, п. 8.6, 8.7 устава организации в части реорганизации организации не в полном мере соответствует п.3 ст.123.17 ГК РФ.

В соответствие с п.2 ст.2 ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных нужд.

В связи с неоднократным нарушением ст. 32 Федерального закона, п. 2 ст. 19 Федерального закона № 135-Ф3, в адрес руководящего органа организации неоднократно выносились предупреждения №59 от 30.06.2016 года и № 180 от 07.12.2016 года, №121 от 26.04.2018 года, №361 от 06.07.2018 года о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации (л.д.33-34, 35-36, 37, 38, 39).

В установленный срок административным ответчиком нарушения устранены не были. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.

Ликвидировать фонд социально-правовой помощи иностранным гражданам.

Исключить фонд социально-правовой помощи иностранным гражданам из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.

Судья: