ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-752/20 от 06.01.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2019-005227-55 Дело № 2а-752/2020

Мотивированное решение суда изготовлено 26 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2020 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, штрафа, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 - 2018 годы на обязательное пенсионное страхование в размере 28 249 рублей 48 копеек, на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей; недоимки по штрафу в размере 3 000 рублей; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 15 409 рублей, пени в размере 10 722 рубля 97 копеек.

В обоснование требований указано, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем в период с 24 марта 2014 года по 28 января 2019 года, применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности: парикмахерские и косметологические услуги, налог в связи с применением которой уплачен не был в размере 15 409 рублей. 19 июня 2018 года административным ответчиком представлены налоговые декларации в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015-2017 годы, которые представлены позже установленного срока, на основании этого ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафам по 1 000 рублей за каждое нарушение. Кроме того, ФИО1 имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1 704 рубля 48 копеек, а также недоимку по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 454 рубля, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей. Поскольку страховые взносы, налог в связи с применением патентной системы налогообложения, штраф уплачены не были, в адрес административного ответчика направлены требования. В связи с неисполнением требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 согласилась с требованиями административного иска, указала, что взыскиваемую недоимку не оплачивала, также ссылалась на пропуск срока обращения в суд о взыскании задолженности за 2015-2016 годы.

Представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом заказной корреспонденцией, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности: парикмахерские и косметические услуги.

Согласно пункту 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиками патентной системы налогообложения определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 настоящего Кодекса "Патентная система налогообложения", устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 статьи 346.49 Налогового кодекса Российской Федерации о, если на основании пункта 5 статьи 346.45 настоящего Кодекса патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (пункт 1 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Свердловской области от 13 ноября 2012 года № 87-ОЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области» (в редакции от 28 октября 2015 года № 118-ОЗ) на территории Свердловской области введена дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода (налоговая база), из которого рассчитывается стоимость патента. В частности, налоговая база по виду предпринимательской деятельности - парикмахерские и косметические услуги со средней численностью наемных работников от 1 до 5 человек включительно, - 420 244 рубля.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи).

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в зависимости от дохода плательщика за расчетный период; а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (подпункт 1 пункта 1).

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года (подпункт 2 пункта 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу пунктов 1, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 24 марта 2014 года по 28 января 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, применяла патентную и упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы.

В связи с применением ФИО1 патентной системы налогообложения по виду деятельности - парикмахерские и косметологические услуги, ей был выдан патент с потенциально возможным доходом 420 244 рубля (л.д. 71-72).

Налог в связи с применением патентной системы налогообложения подлежал уплате ФИО1 в размере 23 113 рублей, из которых 7 704 рубля - в срок до 16 апреля 2018 года, 15 409 рублей - в срок до 14 декабря 2018 года (л.д. 66-69).

16 апреля 2018 года административным ответчиком была произведена уплата налога в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 7 704 рубля.

Кроме того, ФИО1 в период ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя являлась плательщиком страховых взносов, обязанность по уплате которых за 2017-2018 годы надлежащим образом не была исполнена.

В связи с тем, что сумма дохода в спорный период 2017-2018 годы не превысила 300 000 рублей, налоговым органом произведен расчет страховых взносов за 2018 год в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей. Кроме того, административный ответчик имеет недоимку за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 704 рубля 48 копеек.

19 июня 2018 года ФИО1 представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения по единому налогу на совокупный доход за 2015, 2016, 2017 годы.

Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка представленных налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН).

Результаты проверки оформлены актами от 21 сентября 2018 года, на основании которых вынесены решения от 20 ноября 2018 года № < № >, < № >, < № > о привлечении ФИО1 к административной ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное предоставление налоговых деклараций, за каждое из которых взыскан штраф в размере 1 000 рублей.

В связи с неуплатой налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, штрафов по указанным решениям МИФНС России № 32 по Свердловской области в адрес административного ответчика направлены требования: от 21 декабря 2018 года < № > об уплате налога в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 15 409 рублей, пени в размере 2 028 рублей 54 копейки (срок для добровольного исполнения требования установлен до 18 января 2019 года); от 15 января 2019 года < № > об уплате штрафа в размере 1 000 рублей; от 15 января 2019 года < № > об уплате штрафа в размере 1 000 рублей; от 15 января 2019 года < № > об уплате штрафа в размере 1 000 рублей (срок для добровольного исполнения требований установлен до 04 февраля 2019 года) (л.д. 21-22, 31-32, 39-40, 47-48, 74-76, 77).

Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования: от 06 июля 2018 года < № > об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 852 рубля 24 копейки, пени в размере 2 127 рублей 58 копеек (срок для добровольного исполнения установлен до 26 июля 2018 года); от 09 октября 2018 года < № > об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 852 рубля 24 копейки, пени в размере 4 689 рублей 11 копеек (срок для добровольного исполнения установлен до 29 октября 2018 года); от 22 января 2019 года < № > об уплате страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, пени в размере 2 132 рубля 50 копеек (срок для добровольного исполнения требования установлен до 11 февраля 2019 года) (л.д. 15-20, 73, 78-79).

Вышеуказанные требования МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа 18 июня 2019 года к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 20 сентября 2019 года отменен судебный приказ от 20 июня 2019 года о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу в связи с применением патентной системы налогообложения, страховых взносов, штрафа, пени в вышеуказанных размерах. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 16 декабря 2019 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования в части взыскания с ФИО1 налога в связи с применением патентной системы налогообложения, страховых взносов за 2018 год, штрафа, суд приходит к следующим выводам.

Проверяя расчет налога в связи с применением патентной системы налогообложения, страховых взносов за 2018 год, суд приходит к выводу о правильности их исчисления налоговым органом, исходя из вида деятельности, срока патента (11 месяцев) в соответствии с вышеуказанным Законом Свердловской области от 21 ноября 2012 года № 87-ОЗ, с учетом частичной оплаты, страховые взносы, исходя из фиксированного размера, установленного статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления требований об уплате налога в связи с применением патентной системы налогообложения, об уплате страховых взносов за 2018 год, штрафа, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим с ФИО1 подлежит взысканию недоимка: по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 15 409 рублей, штрафа в размере 3 000 рублей. Требования административного иска в указанной части подлежат удовлетворению.

Наличие указанной задолженности по страховым взносам, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, штрафу, не оспаривалось административным ответчиком при рассмотрении дела.

Проверяя обоснованность взыскания пени по страховым взносам за 2018 год, по налогу в связи с применением патентной системы налогообложения, суд приходит к следующим выводам.

МИФНС России № 32 по Свердловской области не обоснован период взыскиваемых пени по страховым взносам, налогу в связи с применением патентной системы налогообложения.

Поскольку страховые взносы за 2018 год подлежали уплате административным ответчиком не позднее 09 января 2019 года, с учетом праздничных дней (с 31 декабря 2018 года по 08 января 2019 года), пени на указанную недоимку подлежали начислению с 10 января 2019 года по 21 января 2019 года для включения в требование < № > от 22 января 2019 года.

Верный расчет пени является следующим: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: 26 545 руб. (сумма недоимки) x 7,75 % (ставка ЦБ РФ) х 1/300 х 12 (дней просрочки) = 82 рубля 29 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: 5 840 руб. (сумма недоимки) х 7,75 % (ставка ЦБ РФ) х 1/300 х 12 (дней просрочки) = 18 рублей 10 копеек. Указанная сумма пени в размере 100 рублей 39 копеек (82,29+18,10) за несвоевременную уплату страховых взносов за 2018 год за период с 10 января 2019 года по 21 января 2019 года подлежит взысканию с административного ответчика.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 15 409 рублей подлежал уплате ФИО1 в срок до 14 декабря 2018 года, поэтому пени подлежат начислению в период с 15 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года для включения в требование < № > от 21 декабря 2018 года.

Верный расчет пени по указанному налогу является: (15409 руб. (сумма недоимки) x 7,50 % (ставка ЦБ РФ) х 1/300 х 2 (дней просрочки)) + (15409 руб. (сумма недоимки) x 7,75 % (ставка ЦБ РФ) х 1/300 х 4 (дней просрочки))= 23 руб. 62 коп., которая подлежит взысканию с ФИО1

Таким образом, требования административного иска в части взыскания пени по страховым взносам, налогу в связи с применением патентной системы налогообложения подлежат удовлетворению частично в размере 124 рубля.

В удовлетворении остальной части требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов, налога следует отказать в связи с необоснованностью и недоказанностью взыскания заявленных сумм пени по страховым взносам, налогу.

Разрешая заявленные требования о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, пени на эту недоимку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

С учетом установленного в требованиях от 06 июля 2018 года < № > срока уплаты недоимки по страховым взносам за 2017 год, пени - до 26 июля 2018 года; от 09 октября 2018 года < № > срока уплаты недоимки по страховым взносам за 2017 год, пени - до 29 октября 2018 года, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании данной задолженности по страховым взносам, пени с ФИО1, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истек 28 января 2019 года (с учетом выходных дней) и 29 апреля 2019 года соответственно.

Однако к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 18 июня 2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.

Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).

При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Поскольку налоговый орган пропустил срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам за 2017 год, пени на указанную недоимку, при этом этот срок пропущен без уважительных причин, доказательств существования которых не представлено, что влечет невозможность взыскания заявленных в административном исковом заявлении сумм недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год. В связи с пропуском срока обращения в суд в удовлетворении административного искового заявления в указанной части следует отказать.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 1 637 рублей 54 копейки. Получатель этой суммы определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 15 409 рублей, штрафа в размере 3 000 рублей, пени в размере 124 рубля, всего взыскать 47 918 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований административного истца отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 637 рублей 54 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Л.Ю. Курищева