Дело № 2а-752/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2016 года г. Куса
Кусинский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Н.В.,
при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,
с участием помощника прокурора Кусинского района Челябинской области Гагариной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шумилова В.П. к конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения о признании недействительным решения очередного заседания конкурсной комиссии в части отказа в участии в конкурсе на замещение должности главы Магнитского городского поселения, о возложении обязанности предоставить возможность устранить выявленные замечания,
У С Т А Н О В И Л:
Шумилов В.П. обратился в суд с административным иском к конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения (далее конкурсная комиссия) о признании недействительным решения очередного заседания конкурсной комиссии в части отказа в участии в конкурсе на замещение должности главы Магнитского городского поселения, о возложении обязанности предоставить возможность устранить выявленные замечания (с учетом изменения предмета административного иска л.д. 136).
Требования административный истец мотивировал тем, что ДАТА выпиской из протокола очередного заседания конкурсной комиссии ему отказано в допуске для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения. Считает данный протокол не соответствующим действующему законодательству, незаконным, поскольку основанием отказа явилось непредоставление сведений о работе в должности директора ООО «Технологии переработки материалов», невнесение записи о работе директором в трудовую книжку, а так же непредоставление сведений о номерах счетов. Им ДАТА в конкурсную комиссию поданы документы, указанные в пункте 14 раздела 5 Положения, проверенные техническим секретарем. ДАТА по результатам предварительного заседания конкурсной комиссии принято решение об отказе ему в допуске для участия в конкурсе на должность главы Магнитского городского поселения. Решение доведено до его сведения, получено им ДАТА. Считает, что оспариваемое решение конкурсной комиссии не соответствует требованиям закона, принято с нарушением установленного порядка его принятия. Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения Кусинского района не установлено, сколько заседаний проводит конкурсная комиссия, не прописан регламент данных заседаний, возможность исправления каких либо недочетов. При приеме документов технический секретарь проверил полноту сведений представляемых кандидатом и вручил расписку о полноте представленных документов. Прошедшее ДАТА очередное заседание конкурсной комиссии не являлось предварительным, так как предварительное заседание назначено на ДАТА, подлежали применению нормы пункта <данные изъяты> Положения о предоставлении кандидату возможности в течение <данные изъяты> календарных дней предоставить уточненные сведения. Однако данной возможности ему предоставлено не было. Другому претенденту Калугину С.П. было предоставлено дополнительное время для внесения уточненных сведений. Нарушен пункт 12 раздела 5 Положения, не обеспечено равенство прав претендентов, нарушены его права. Кроме того, пунктом 16 Положения предусмотрено что, претенденту на должность Главы Магнитского городского поселения может быть отказано в дальнейшей прохождении конкурса только в случае непредставлении им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Им данные сведения представлены в полном объеме. Проверку сведений проводит аппарат Совета Депутатов, а не конкурсная комиссия. Поскольку признание оспариваемого решения незаконным, означает его недействительность с момента принятия, то конкурсная комиссия обязана повторно провести конкурс по отбору кандидатуры Шумилова В.П. на должность главы Магнитского городского поселения Кусинского района Челябинской области. Решения суда по данному административному делу подлежит обращению к немедленному исполнению.
Административный истец Шумилов В.П. в судебном заседании уточненный административный иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно указал, что являясь директором ООО «Технологии переработки металлов» деятельность не осуществляет, посчитал необязательным указывать в справке номера счетов, так как представил выписки по счетам. Имеющиеся недостатки в оформлении документов являются незначительными.
Представитель административного истца Шумилова В.П. – Глинина Н.В., осуществляющая свои полномочия на основании заявления, занесенного в протокол судебного заседания и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 129), в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненного административного иска.
Представитель административного ответчика – председатель конкурсной комиссии Лысяков Ю.А. в судебном заседании административный иск не признал, указав, что решение конкурсной комиссией принято в пределах предоставленных полномочий, права Шумилова В.П. не нарушает. Технический секретарь комиссии осуществила прием, регистрацию документов претендента. В обязанность секретаря не входит проверка достоверности документов и представленных сведений. После чего аппарат Совета депутатов организовал проверку документов и сведений. В ходе проверки было установлено, что Шумилов В.П. предоставил сведения о том, что в настоящее время не работает, при этом предоставил выписку из ЕРЮЛ, из которой следует, что он директор общества с ограниченной ответственностью. В сведениях о доходах, заполненных по установленной форме, Шумилов В.П. не указал номера счетов. На предварительном заседании ДАТА конкурсная комиссия большинством голосов приняла решение об отказе претенденту в допуске к участию в конкурсе.
Член конкурсной комиссии Лукьянова Т.М. административный иск не признала, поддержала письменный отзыв (л.д. 125-126), из которого следует, что указание в заявлении Шумилова В.П. на то, что ДАТА было проведено не предварительное заседание конкурсной комиссии, не соответствует действительности. Протокол НОМЕР от ДАТА очередного заседания конкурсной комиссии по своему содержанию является предварительным заседанием конкурсной комиссии. Вопросы, рассматриваемые на заседании комиссии, соответствуют форме работы конкурсной комиссии в предварительном заседании. Повестка дня и вопросы работы комиссии определены пунктом 1 и 2 протокола от ДАТАНОМЕР. В заявлении Шумилов В.П. указал, что в настоящее время не трудоустроен, хотя согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ занимает должность директора ООО «Технологии переработки материалов», что свидетельствует о том, что Шумилов В.П. представил заведомо недостоверные, неполные сведения о своих доходах. Комиссия при вынесении решения об отказе Шумилову В.П. в допуске для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения руководствовалась пунктом 16 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения Кусинского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Магнитского городского поселения от ДАТАНОМЕР из которого следует, что в случае установления по результатам проверки обстоятельств, препятствующих замещению претендентом должности главы Магнитского городского поселения, включая случаи не предоставления ими сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расхода, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, комиссия принимает решение об отказе претенденту в допуске к участию в конкурсе, о чем претендент извещается в письменной форме председателем комиссии не позднее, чем за десять дней до дня проведения конкурса. В соответствии с пунктами 3, 14 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Магнитского городского поселения от ДАТАНОМЕР, претендент обязан предоставить сведения о размере и об источниках своих доходов по форме согласно приложению № 1 к ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Шумилов В.П. не указал в разделе сведений номера счетов в банке, при этом указал отделения банков, где такие счета открыты.
Члены конкурсной комиссии Терентьева Л.С., Осик Е.В. при надлежащем извещении (л.д. 39) участия в судебном заседании не принимали, Терентьева Л.С. просила о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.124).
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, председатель Совета депутатов Магнитского городского поселения Кусинского муниципального района Челябинской области, Богданова Н.А. в судебном заседании указала на необоснованность административного иска Шумилова В.П.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Кусинского района Челябинской области об отказе в удовлетворении административного иска, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно статье 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
На основании части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
В силу статьи 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-30 «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», главы муниципального района (далее - район), городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
Согласно статье 24 Устава Магнитского городского поселения Кусинского муниципального района глава поселения является высшим должностным лицом Магнитского городского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава избирается Советом депутатов Магнитского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет и возглавляет местную администрацию (л.д. 77).
В судебном заседании установлено: ДАТА решением НОМЕР Совета депутатов Магнитского городского поселения Кусинского муниципального района Челябинской области утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения Кусинского муниципального района Челябинской области (далее Положение), решением НОМЕР от ДАТА в Положение внесены изменения и дополнения (л.д. 41-45, 46-47).
Положением определен состав, порядок формирования, полномочия конкурсной комиссии, а также порядок назначения и проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения.
ДАТА Советом депутатов Магнитского городского поселения Кусинского района Челябинской области вынесено решение НОМЕР «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения», согласно которому объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения, техническим секретарем конкурсной комиссии назначена ФИО - ведущий специалист Совета депутатов Магнитского городского поселения (л.д. 18). Приложением к сопроводительному письму НОМЕР от ДАТА (л.д. 19-21) объявлен прием документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения с 21 октября по 4 ноября (включительно) по адресу: АДРЕС (администрация Магнитского городского поселения) в рабочие дни с понедельника по пятницу с <данные изъяты> час. 00 мин. до <данные изъяты> час. 00 мин. и с <данные изъяты> час. 00 мин до <данные изъяты> час. 00 мин., установлены основные требования к претендентам, перечислен полный список прилагаемых к заявлению документов, необходимых для участия в конкурсе (л.д. 48 -51).
Согласно Положению для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия в составе шести человек, половина её членов назначается Советом депутатов Магнитского городского поселения, а другая половина – главой Кусинского муниципального района, которая является коллегиальным органом и наделяется полномочиями по организации проведения конкурса; рассмотрению документов, представленных на конкурс; принятию решения о допуске либо об отказе в допуске претенденту к участию в конкурсе; по обеспечению соблюдения равенства прав претендентов и участников конкурса в соответствии с законодательством; принятию решения по результатам конкурса.
Решением НОМЕР от ДАТА Совета депутатов Магнитского городского поселения утвержден состав конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения (л.д. 12-13), в состав комиссии вошли: Лысяков Ю.А. – первый заместитель главы Кусинского муниципального района, Терентьева Л.С. – начальник общего отдела администрации Кусинского муниципального района, Лукьянова Т.М. – начальник юридического отдела администрации Кусинского муниципального района, Аболмазов А.С., Брюшкова В.Е., Осик Е.В. – депутаты Совета депутатов Магнитского городского поселения (л.д. 52).
Конкурсная комиссия образована в порядке, установленном Положением.
Согласно пункту 14 Положения претендент представляет для участия в конкурсе техническому секретарю комиссии следующие документы: личное заявление об участии в конкурсе в письменной форме (приложение 1); документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; сведения о размере и об источниках доходов претендента, а также об имуществе, принадлежащем претенденту на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; сведения о принадлежащем претенденту, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации претендента, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход претендента и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546; копию документа об образовании (при наличии); копию документа об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); копию документа о наличии статуса депутата; три фотографии (4x6) ( л.д.43).
В силу пункта 15 Положения документы для участия в конкурсе представляются техническому секретарю комиссии в течение пятнадцати календарных дней после дня опубликования решения об объявлении конкурса. Технический секретарь осуществляет проверку полноты, правил оформления и регистрацию поданных документов с выдачей расписки. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объёме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа претенденту в их приёме. Решение об отказе принимается техническим секретарём.
В случае, если претендент обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточнённые сведения не позднее десяти календарных дней до дня проведения предварительного заседания комиссии ( л.д.43).
Согласно пункту 16 Положения по окончании срока предоставления документов аппарат Совета депутатов организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом на должность главы муниципального образования.
В случае установления по результатам проверки обстоятельств, препятствующих замещению претендентом должности главы Магнитского городского поселения, включая случаи не представления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, комиссия принимает решение об отказе претенденту в допуске к участию в конкурсе, о чём претендент извещается в письменной форме председателем комиссии не позднее, чем за десять дней до дня проведения конкурса ( л.д.43).
Из объяснений председателя конкурсной комиссии, председателя Совета депутатов Магнитского городского поселения следует, что аппарат Совета депутатов, состоящий из технического секретаря и председателя Совета депутатов, организовал проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом на должность главы.
Согласно выписке из прокола заседания конкурсной комиссии НОМЕР от ДАТА, председателем конкурсной комиссии избран Лысяков Ю.А., Шумилову В.П. отказано в допуске для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения, в связи с выявлением следующих недостатков - в заявлении указано, что временно не трудоустроен, хотя согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ занимает должность - директор; отсутствует запись в трудовой книжке о работе в предприятии ООО «Технологии переработки материалов»; не указаны номера счетов в банке. Решение принято большинством голосов членов конкурсной комиссии, за отказ в допуске проголосовало – 4 члена конкурсной комиссии, против - 2 члена конкурсной комиссии (л.д. 16-17).
Конкурсной комиссией установлены обстоятельства, препятствующие замещению претендентом должности главы Магнитского городского поселения, в том числе им представлены неполные сведения о доходах.
Так в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе принадлежащем кандидату ( супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах(вкладах) в банках, ценных бумагах, заполненных по форме согласно Приложению №1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67 -ФЗ Шумилов В.П. не указал номера счетов в банке (л.д. 100).
Кроме того, что в графе заявления в конкурсную комиссию «основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий)» Шумилов В.П. указал, что в настоящее время не работает. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Шумилов В.П. является учредителем и директором действующего юридического лица - ООО «Технологии переработки металлов». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Шумиловым В.П. предоставлены недостоверные сведения, не полные сведения о своих доходах.
Доводы административного истца о том, что общество не действующее, не является некоммерческим, опровергаются сведениями из ЕГРЮЛ (л.д.119-123).
Согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно - правовая форма юридического лица - общество свидетельствует о том, что организация является коммерческой.
Кроме того, требования законодательства о муниципальной службе к лицам, замещающим должность главы местной администрации, действуют в отношении лица, назначаемого решением представительного органа муниципального образования на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности ( статья 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, является по статусу муниципальным служащим.
Согласно статье 13 пункту 8 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ Федерального закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016) "О муниципальной службе в Российской Федерации" ограничением, связанным с муниципальной службой является представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Доводы Шумилова В.П. о том, что ему не была предоставлена возможность и дополнительное время для внесения уточненных сведений, судом отклоняются, поскольку согласно пункту 15 Положения претендент при обнаружении в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки вправе был представить уточнённые сведения до дня проведения предварительного заседания комиссии в установленный срок.
Показания допрошенных в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетелей ФИО, ФИО членов конкурсной комиссии, проголосовавших за допуск к участию в конкурсе Шумилова В.П. в части того, что по их мнению, имеющиеся недостатки в документах являются незначительными, не свидетельствуют о незаконности приятого конкурсной комиссией решения. Решение принято большинством голосов его членов при установлении обстоятельств, препятствующих замещению претендентом должности главы Магнитского городского поселения.
То обстоятельство, что в протоколе заседания конкурсной комиссии указано на очередное заседание конкурсной комиссии основанием для признания решения конкурсной комиссии об отказе Шумилову В.П. в допуске для участия в конкурсе недействительным не является.
В предварительном заседании конкурсной комиссии ДАТА в соответствии с пунктом 17 Положения проведены организационно-подготовительные мероприятия, в том числе прием и рассмотрение документов, представленных претендентами, заслушан доклад о результатах проверки, приняты решения в отношении каждого претендента о допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсе.
Конкурс проводится ДАТА, с интервалом в 10 дней от предварительного заседания.
Доказательства, свидетельствующие о том, что конкурсной комиссией не было обеспечено соблюдение равенства прав претендентов на участие в конкурсе, суду не представлены.
Установление конкурсной комиссией по результатам проверки обстоятельств, препятствующих замещению претендентом должности главы Магнитского городского поселения, не свидетельствует о нарушении прав Шумилова В.П.
Оспариваемое решение принято конкурсной комиссией в пределах полномочий, в установленном Положением порядке, права Шумилова В.П. не нарушает.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Шумилова В.П. к конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитского городского поселения о признании недействительным решения очередного заседания конкурсной комиссии в части отказа в участии в конкурсе на замещение должности Главы Магнитского городского поселения, о возложении обязанности предоставить возможность устранить выявленные замечания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение пяти дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Андреева