ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7535/18 от 20.11.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-7535/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 20 ноября 2018 года

Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Главатских,

при секретаре Н.В.Кайль,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии Челябинской области о понуждению к исполнению обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Магнитогорский природоохранный прокурор обратился к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействие по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы – <адрес>; возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- подготовить и направить в Законодательное Собрание Челябинской области проект Закона Челябинской области об установлении границ особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области – <адрес>

- подготовить и направить в Правительство Челябинской области проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой территории памятник природы Челябинской области – <адрес>

- подготовить и направить Губернатору Челябинской области проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области – <адрес>

В обоснование требований административный истец указал, что по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о постановке на кадастровый учет земель, установления границ и разработке индивидуального положения о памятнике природы Челябинской области - <адрес>.

Представитель административного истца Кычев Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика Ющенко М.В., Федосеев А.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, представили в материалы дела отзыв на исковое заявление.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях в части постановки на кадастровый учет и установления границ земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями регионального значения и разработке индивидуальных положений указанных территорий.

По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о постановке на кадастровый учет земель, установления границ и разработке индивидуального положения о памятнике природы Челябинской области - <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Из преамбулы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых устаовлени режим особой охраны.

Согласно ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», порядку ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

В силу ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой территории, а также установления или изменении границ особо охраняемой территории.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3-13, 15 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Согласно п. 15 Правил в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воиспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с п. 31 Правил обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным п. 15 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ- «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» установлено, что особо охраняемые природные территории создаются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области и материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий.

Материалы, обосновывающие создание охраняемых природных территорий, направляются в орган государственной власти Челябинской области, к полномочиям которого относится их создание, и в орган исполнительной власти Челябинской области, наделенный полномочиями в области охраны окружающей среды.

Особо охраняемая природная территория, занятая памятником природы Челябинской области (далее – памятник природы), считается созданной со дня объявления природного объекта или природного комплекса памятником природы.

Материалами дела установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> объявлены памятником природы областного значения.

Низовые реки Малый Кизил включены в перечень действующих особо охраняемых природных территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ границы и режим особой охраны памятника природы - <адрес> не утверждены, сведения в государственный кадастр недвижимости не вносились. Для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости необходимо проведение ряда работ: комплексное экологическое обследование ООПТ, разработка, утверждение границ и положения об ООПТ, разработка карт (планов).

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство экологии Челябинской области прокуратурой Челябинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и положения о памятнике природы Челябинской области - <адрес>.

В соответствии с письмом Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ работы по разработке границ ООПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-

На основании письма Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ комплексное экологическое обследование ООПТ - <адрес>, расположенного на территории Верхнеуральского муниципального района, проведено Ильменским государственным заповедником в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого рекомендовано сохранить статус ООПТ. Разработка границ памятника природы планируется ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 8 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ- «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» установление границ памятников природы, объявленных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Челябинской области.

На основании ст. 9 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» к полномочиям Губернатора Челябинской области отнесено принятие решений о создании на земельных участках и водных объектах, прилегающих к природным паркам и памятникам природы, охранных зон, установление их границы. Утверждение положений об особо охраняемых природных территориях возложено на Правительство Челябинской области.

Согласно п.п. 8,9 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами Министерства являются выработка и реализация на территории Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания, обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Основными функциями Министерства являются:

- подготовка проектов законов Челябинской области и иных нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (п.п. 1);

- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды, обеспечении условий экологической безопасности с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Челябинской области (п.п. 6);

- осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения (п. 9);

- осуществление государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п.п. 28).

Из материалов дела следует, что согласно приложения к Закону Челябинской области «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ- на реализацию положений схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд выделено 4604000 рублей.

Однако государственный контракт на выполнение работы «Реализация положений схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области, в том числе разработка проекта границ особо охраняемой природной территории Челябинской области» (низовые реки <адрес> между Министерством экологии Челябинской области и ООО «Научно-производственное предприятие «Урал» заключен только ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после обращения природоохранного прокурора с иском в суд. При этом, доказательств, что иные особо охраняемые природные территории Челябинской области, на которые выделены денежные средства, имеют приоритетное значение, ответчиком не представлено.

Доказательств того, что ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ проведения комплексного экологического обследования ООПТ низовые реки <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года предпринимались какие-либо меры реализации указанных мероприятий, ответчиком не представлено.

Таким образом, Министерство экологии Челябинской области до настоящего времени не приняты должные меры по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны отношении памятника природы - <адрес>, сведения в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Неисполнение Министерством требований вышеприведенных положений законодательства приводит к невозможности осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях и иных охранных зонах с ограничениями режима их использования, может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон и нарушением в связи с этим режима их использования.

Неисполнение императивных требований федерального законодательства влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 КРФ, интересы РФ в связи с нарушением установленного федеральным законодательством порядка организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд считает установить ответчику разумный срок для устранения недостатков шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В связи с чем, административные исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов РФ к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействие по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы – <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Министерства экологии Челябинской области по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы <адрес>.

Возложить на Министерство экологии Челябинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего решения подготовить и направить в Законодательное Собрание Челябинской области проект Закона Челябинской области об установлении границ особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области-<адрес>), подготовить и направить в Правительство Челябинской области проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области-<адрес> подготовить и направить Губернатору Челябинской области проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области-<адрес>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Центральный районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: п/п Л.Н. Главатских

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального

районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских

Секретарь: Н.В.Кайль

Решение вступило в законную силу «___»_________2018г.

Судья Центрального

районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских

Секретарь: