Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Баязитовой О.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
при секретаре Першиной И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Юргамыш Курганской области 14 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Кислянский детский сад «Сказка» к Юргамышскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от исполнительного сбора,
у с т а н о в и л:
МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» обратилось в Юргамышский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Юргамышскому районному отделу судебных приставов УФССП по Курганской области, УФССП по Курганской области об освобождении от исполнительского сбора, в котором указало, что 27 июня 2017 года вступило в законную силу решение Юргамышского районного суда Курганской области об устранении нарушений правил пожарной безопасности в задании образовательного учреждения.
6 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Юргамышского РОСП УФССП по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка».
21 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем Юргамышского РОСП УФССП по Курганской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, в котором установлен срок для добровольного исполнения до 27 октября 2017 года. Административным истцом подано заявление об отсрочке исполнения решения суда.
Финансирование МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» осуществляется учредителем, за счет средств бюджета Юргамышского района Курганской области, на основании бюджетной сметы.
Согласно информации Отдела образования администрации Юргамышского района, финансовые средства из бюджета для исправления нарушений пожарной безопасности не поступали. У образовательного учреждения имеется задолженность по различным счетам в сумме 925 362 рубля 11 копеек.
Полагают, что судебным приставом-исполнителем не установлена вина административного истца, поскольку исполнение решения суда напрямую зависит от исполнения учредителем своих обязательств по содержанию образовательных учреждений.
Просили освободить МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» от исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Юргамышский РОСП УФССП по Курганской области от 6 июля 2017 года, по исполнительному производству №.
Определением суда в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Юргамышского ОСП УФССП России по Курганской области ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» ФИО1 поддержала исковые требования, уточнив их в части даты вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора – 21 ноября 2017 года. Пояснила, что обращалась к руководителю отдела образования Юргамышского района с просьбой выделить денежные средства в размере 65 000 рублей для исполнения решения суда. Но денежные средства до настоящего времени не выделены. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «ЗауралПожМониторинг» на монтаж и пуско-наладку каналообразующего оборудования для ПАК «Стрелец-Мониторинг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков Юргамышский РО СП УФССП по Курганской области, УФССП России по Курганской области, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Юргамышского отдела РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещены своевременно, возражений не представили. ФИО2 просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
С учетом мнения представителя административного истца, суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд полагает административные исковые требования МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» обоснованным и подлежащими удовлетворению, на основании следующих правовых и фактических обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что решением Юргамышского районного суда от 23 мая 2017 года удовлетворены исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» об обязывании устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно на учреждение возложена обязанность обеспечить дублирование системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, на объекте по адресу: <...>, в течение четырех месяцев после вступления решения в законную силу.
Программно – аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров установлен в ФГКУ «3 отряд ФПС по Курганской области» ПСЧ-42 г. Шумиха Курганской области и введен в эксплуатацию, работает в тестовом режиме, после завершения работ по проведению тестирования и ввода оборудования в промышленную эксплуатацию будут проводиться работы по подключению объектов защиты к оборудованию, что подтверждается: договором на монтаж и пуско-наладку каналообразующего оборудования для ПАК «Стрелец-Мониторинг» от 17 ноября 2017 года, ответом ФГКУ «3 отряд ФПС по Курганской области» на обращение, договором безвозмездного пользования от 13 февраля 2017 года, списком документов на подключение.
Решение суда вступило в законную силу 27 июня 2017 года, и было направлено на принудительное исполнение. Постановлением заместителя старшего судебного пристава Юргамышского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 от 6 июля 2017 года возбуждено исполнительное производство № в отношении МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» и предоставлен срок для добровольного исполнения требований, до 27 октября 2017 года.
21 ноября 2017 года заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка»» в размере 50 000 рублей.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Согласно п.п. 1.1, 1.4, 2.3 Устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» является казенным учреждением финансируемым учредителем – администрацией Юргамышского района Курганской области, которое осуществляет предоставление дошкольного образования.
Здание МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» по адресу: <...> принадлежит на праве собственности учредителю – МО «Юргамышский район» в лице администрации Юргамышского района, что установлено Уставом МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка», выписки из ЕГРН.
В соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание от 5 сентября 2016 года между Отделом образования администрации Юргамышского района и МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка», Отдел образование осуществляет бухгалтерское обслуживание образовательного учреждения, в том числе централизацию средств, выделяемых по смете на учебные и хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт, питание.
В соответствии с Уставом МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка», финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем, который также осуществляет утверждение бюджета доходов и расходов (бюджетной сметы) учреждения и внесение в неё изменений.
Руководитель МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» обращалась в Отдел образования администрации Юргамышского района за финансированием мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Денежные средства до настоящего времени не выделены.
МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» собственных доходов не имеет, финансируется из бюджета Юргамышского района. В бюджетной смете расходов не заложены средства на устранение нарушений требований по охране труда. По состоянию на 21 ноября 2017 года образовательное учреждение имеет задолженность по муниципальным контрактам и отчислениям во внебюджетные фонды и ИФНС в размере 925 362 рубля 11 копеек.
Данные обстоятельства установлены в соответствии с: обращениями руководителя учреждения; выпиской из приказа о назначении на должность заведующей детского сада; ответом руководителя Отдела образования администрации Юргамышского района от 21 ноября 2017 года.
В силу п. 11 ст. 30, п. 1 ст. 105, п.п. 1-7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере – пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 N 13-П признал исполнительский сбор санкцией штрафного характера, возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату, зачисляемую в бюджет, в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании, МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» является казенным образовательным учреждением, его деятельность полностью финансируется за счет средств учредителя - администрации Юргамышского района Курганской области, через Отдел образования.
Руководитель образовательного учреждения неоднократно обращался за финансированием мероприятий по выполнению решения суда от 23 мая 2017 года об обязывании устранения нарушений требований пожарной безопасности в структурные учреждения администрации Юргамышского района, однако денежные средства не выделены. У образовательного учреждения имеется значительная кредиторская задолженность, в связи с чем, МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» лишено возможности самостоятельно обеспечить выполнение работ по дублированию системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Таким образом, административный истец принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, поэтому в неисполнении решения суда отсутствует его вина.
Исходя из изложенного, административные исковые требования МКДОУ Кислянский детский сад «Сказка» об освобождении от исполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Кислянский детский сад «Сказка» к Юргамышскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от исполнительного сбора – удовлетворить.
Освободить муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кислянский детский сад «Сказка» от исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Юргамышского отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Курганской области от 21 ноября 2017 года по исполнительному производству №, возбужденному 6 июля 2017 года.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Юргамышский районный суд Курганской области.
Судья О.Ю. Баязитова