ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/2018 от 19.06.2018 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Киреевского районного суда Тульской области ФИО1, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-753/18 по административному иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области незаконным, понуждении к установлению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области незаконным, понуждении к установлению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов финансового управления администрации муниципального образования Киреевский район проведена проверка исполнения законодательства о некоммерческих организациях в МКУ «Городское хозяйство» муниципального образования город Киреевск Киреевского района функции учредителя которого исполняет администрация муниципального образования Киреевский район.

Как указывает истец, проведенной проверкой установлено, что в настоящее время МКУ «Городское хозяйство» оказываются платные услуги, а именно организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; сбор, транспортирование и утилизация ТБО 4-5 класса опасности; предоставление техники для выполнения механизированных работ; оформление документов на приватизацию муниципального жилищного фонда; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета. Однако, в нарушении вышеуказанных норм законодательства и устава учреждения порядок определения платы за платные услуги, оказываемые учреждением, администрацией муниципального образования Киреевский район не был разработан. Цены на платные услуги учредителем не были установлены, платные услуги оказывались учредителем на основании калькуляции составленной самостоятельно и утвержденной руководителем МКУ «Городское хозяйство» и лишь согласованной с администрацией. Об устранении выявленных нарушений закона было указано в представлении, внесенном 16.10.2017 года на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район, которое было рассмотрено. Однако требования прокурора до настоящего времени не исполнены в полном объеме. Во исполнение требований представления прокурора постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 05.04.2018 г. утверждено Положение о платных услугах (работах), оказываемых (выполняемых) муниципальным казенным учреждением «Городское хозяйство» муниципального образования город Киреевск Киреевского района. Согласно п. 5.2. указанного положения цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением, утверждаются постановлением администрации муниципального образования Киреевский район. Однако до настоящего времени цены (тарифы) на ряд платных услуг, оказываемых учреждением, не утверждены согласно требованиям законодательства в установленном положением порядке. Так, платные услуги по предоставлению техники для выполнения механизированных работ; услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета до настоящего времени оказываются МКУ «Городское хозяйство» на основании калькуляции, утвержденной директором учреждения, и не утверждены постановлением администрации муниципального образования Киреевский район. Бездействие администрации муниципального образования Киреевский район по утверждению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением, нарушает права неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами учреждения, предоставляют возможность казенному учреждению бесконтрольно со стороны учредителя изменять цены (тарифы) на платные услуги.

В силу вышеизложенного, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Киреевский район по утверждению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые МКУ «Городское хозяйство»; обязать администрацию муниципального образования Киреевский район утвердить постановлением администрации муниципального образования Киреевский район цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые МКУ «Городское хозяйство», а именно услуги по предоставлению техники для выполнения механизированных работ; услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу ст. 9.1 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления.

Исходя из положения ст. 24 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Как усматривается из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о некоммерческих организациях в МКУ «Городское хозяйство» муниципального образования город Киреевск Киреевского района. Проверкой установлено, что в настоящее время МКУ «Городское хозяйство» оказываются платные услуги, а именно организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; сбор, транспортирование и утилизация ТБО 4-5 класса опасности; предоставление техники для выполнения механизированных работ; оформление документов на приватизацию муниципального жилищного фонда; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета. Однако, в нарушении вышеуказанных норм законодательства и устава учреждения порядок определения платы за платные услуги, оказываемые учреждением, администрацией муниципального образования Киреевский район не был разработан. Цены на платные услуги учредителем не были установлены, платные услуги оказывались учредителем на основании калькуляции составленной самостоятельно и утвержденной руководителем МКУ «Городское хозяйство» и лишь согласованной с администрацией.

В связи с этим, 16.10.2017 года Киреевским межрайонным прокурором на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район внесено представление.

Во исполнение требований представления Киреевского межрайонного прокурора постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 05.04.2018 г. утверждено Положение о платных услугах (работах), оказываемых (выполняемых) муниципальным казенным учреждением «Городское хозяйство» муниципального образования город Киреевск Киреевского района.

Согласно п. 5.2. указанного положения цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением, утверждаются постановлением администрации муниципального образования Киреевский район.

В соответствии с п. 2.3. Устава МКУ «Городское хозяйство», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 02.02.2017 г. учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано и соответствует указанным целям, с ограничениями, установленными федеральными законами.

Пунктом 3.4. устава МКУ «Городское хозяйство» цены на платные работы и услуги кроме случаев, когда законодательством предусмотрен иной порядок регулирования цен (тарифов) на отдельные виды платных работ и услуг устанавливаются учредителем.

Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего административного дела, цены (тарифы) на ряд платных услуг, оказываемых учреждением, не утверждены согласно требованиям законодательства в установленном положением порядке. Платные услуги по предоставлению техники для выполнения механизированных работ; услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета до настоящего времени оказываются МКУ «Городское хозяйство» на основании калькуляции, утвержденной директором учреждения, и не утверждены постановлением администрации муниципального образования Киреевский район.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования Киреевский район по утверждению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем, являются незаконным.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области незаконным, понуждении к установлению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст.175-180,290,291-294 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области незаконным, понуждении к установлению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые казенным учреждением удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Киреевский район по утверждению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые МКУ «Городское хозяйство» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район утвердить постановлением администрации муниципального образования Киреевский район цены (тарифы) на платные услуги по предоставлению техники для выполнения механизированных работ; услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг; услуги по оформлению документов отделом регистрационного учета, оказываемые МКУ «Городское хозяйство».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья