ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-753/2022 от 03.06.2022 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-753/2022

УИД: 23RS0053-01-2022-000767-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тихорецк 03.06.2022 г.

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Мамедовой Л.А.,

при секретаре Могушковой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Тихорецкий районный суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети интернет, запрещенной к распространению на территории РФ.

Административный истец Тихорецкий межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, в обоснование своего заявления указал, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также законодательства о налогах и сборах. Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ закреплено, что информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр. Основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за уход от уплаты налогов. В ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт <адрес> содержащий сведения о продаже подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату. Распространение на сайтах указанной информации способствует незаконному уклонению от уплаты налогов, возможного получения необоснованной выгоды путем возмещения налога на добавленную стоимость в большем размере, чем организация или иное лицо имеет право. При открытии страниц сайта <адрес> появляются графические и текстовые изображения с предложением приобрести подтвержденные и заполненные, проведенные в необходимый отчетный период счетов-фактур, универсального передаточного документа (УПД), товарно-транспортных накладных (ТТН), актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, билетов. Распространение на сайтах указанной информации способствует незаконному уклонению от уплаты налогов, возможного получения необоснованной выгоды. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам налогового законодательства, и подрывает основы конституционного строя в части обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документов подтверждающих проведение операций, счет-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, транзитных платежей, вывода наличных денежных средств без их фактического осуществления, с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в том числе: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Действующим Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и соборов, подлежащих уплате физическим лицом и организацией; за неисполнение обязанностей налогового агента; за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ). Кроме того, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), предусмотрена налоговая ответственность (ч.ч. 1, 3 ст. 122 НК РФ). В силу ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205,205.1,205.2,205.3,205.4,205.5,206,208,211, 220, 221, 277, 278,279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Таким образом, информация с предложением оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, вывода наличных денежных средств (обналичка), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, размещенная на сайтах, открытых для общего доступа: <адрес> неопределенный круг лиц, относительно допустимости предоставления в налоговый орган ложных сведений, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям налогового законодательства, законодательства о противодействии легализации. Предложения оказания услуг по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счет-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, транзитных платежей, вывода наличных денежных средств (обналичка), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает интересы неопределенного круга лиц и в силу положений ст. 10 ч. 1 и ч. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ относится к запрещенной. В целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена. Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способа и защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско - правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско - правовой ответственности. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, формирование правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Просит признать информацию размещенную на интернет - станице <адрес> информацией которая запрещена на территории РФ.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще.

Руководствуясь положением ст.ст. 3, 64, 150 КАС РФ в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также законодательства о налогах и сборах.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ закреплено, что информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр. Основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за уход от уплаты налогов. В ходе мониторинга сети интернет выявлен <адрес>/, содержащий сведения о продаже подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату. Распространение на сайтах указанной информации способствует незаконному уклонению от уплаты налогов, возможного получения необоснованной выгоды путем возмещения налога на добавленную стоимость в большем размере, чем организация или иное лицо имеет право.

При открытии страниц сайта <адрес>/ появляются графические и текстовые изображения с предложением приобрести подтвержденные и заполненные, проведенные в необходимый отчетный период счетов-фактур, универсального передаточного документа (УПД), товарно-транспортных накладных (ТТН), актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, билетов. Распространение на сайтах указанной информации способствует незаконному уклонению от уплаты налогов, возможного получения необоснованной выгоды. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам налогового законодательства, и подрывает основы конституционного строя в части обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документов подтверждающих проведение операций, счет-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, транзитных платежей, вывода наличных денежных средств без их фактического осуществления, с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в том числе: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Действующим Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и соборов, подлежащих уплате физическим лицом и организацией; за неисполнение обязанностей налогового агента; за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), предусмотрена налоговая ответственность (ч.ч. 1, 3 ст. 122 НК РФ). В силу ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205,205.1,205.2,205.3,205.4,205.5,206,208,211, 220, 221, 277, 278,279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Таким образом, информация с предложением оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, чеков, счетов на оплату, вывода наличных денежных средств (обналичка), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, размещенная на сайтах, открытых для общего доступа: <адрес> неопределенный круг лиц, относительно допустимости предоставления в налоговый орган ложных сведений, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям налогового законодательства, законодательства о противодействии легализации. Предложения оказания услуг по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счет-фактур, УПД, ТТН, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, транзитных платежей, вывода наличных денежных средств (обналичка), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает интересы неопределенного круга лиц и в силу положений ст. 10 ч. 1 и ч. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ относится к запрещенной.

В целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способа и защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско - правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско - правовой ответственности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, формирование правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости признать информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации размещенную на интернет – странице <адрес>

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет - странице: <адрес>/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения сетевого адреса Интернет-сайта: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 03.06.2022 года.

Судья Тихорецкого

районного суда Л.А. Мамедова