<***>
Дело № 2а-753/2024 (2а-7752/2023)
УИД 66RS0003-01-2023-007041-74
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 01 февраля 2024 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Соловьева М.Я., при секретаре судебного заседания Солонцовой З.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ***8 о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявления указано, что в адрес административного истца поступило обращение об осуществлении реализации табачной продукции в интернет-магазине «***». *** проведен мониторинг сети Интернет в результате которого установлен информационный ресурс, который представляет собой интернет-магазин *** На сайте к продаже предлагаются различные группы товаров продовольственного назначения. Данный ресурс предлагает более 500 торговых марок жидкостей для вейпа и электронных сигарет, а также одноразовых электронных испарителей. Предлагается способ получения товара – доставка по России. Действующим законодательством установлен запрет на распространение данной информации. В связи с чем, просит признать информацию, размещенную на информационном ресурсе в сети Интернет с URL адресом *** запрещенной к распространению в Российской Федерации действий.
В судебном заседании представители административных истцов, действующие на основании доверенности ***10., на требованиях настаивали, дополнительно пояснили, что по состоянию на *** в данном интернет-магазине осуществляется дистанционная продажа: реализация табачной и никотинсодержащей продукции, нарушения, установленные в ходе мониторинга сайта, устранены не в полном объеме.
Административный ответчик ***9 в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, указывает на то, что пользователям сайта https://hookahbaza.pro/ доступна лишь база данных (каталог с информацией о товарах), которые доступны лишь для резервирования. Товар возможно приобрести после резервирования на определенный срок только в точке продажи в месте нахождения магазина, услуга «резервирование» не является публичной офертой договора купли-продажи товара и не подлежат доставке, что исключает дистанционный способ продажи товаров.
От представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по УФО по доверенности ***11 поступили письменные пояснения, согласно которым, обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» *** по состоянию на *** находится в открытом доступе, ограничений к сетевому ресурсу не имеется; указанный Интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Также просит, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу, представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, а также то, что по настоящему делу явка лиц, участвующих в деле, признана необязательной, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст. 28 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Пунктом 2 статьи 17 Закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" установлено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Частью 2 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что под административным истцом понимается: лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов; лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
В соответствии с п. 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 688, Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, обратившийся в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, является надлежащим административным истцом.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в иске, истцом проведен мониторинг сети Интернет в результате которого установлен информационный ресурс, который представляет собой интернет-магазин ***, в котором предлагается заключить договор купли-продажи электронных сигарет, никотинсодержащих жидкостей, табачной продукции дистанционным способом. Стоимость никотинсодержащих жидкостей указана в рублях за единицу товара, данный сайт осуществляет деятельность по продаже и доставке электронных сигарет и никотисодержащих жидкостей с 11:00 до 23:00 с понедельника по субботу. В разделе «Корзина» указано «оформление товара», даны для связи, доставка товара (курьером/самовывоз). Способ оплаты: наличными при получении, имеется свободный доступ к Интернет-сайту не зависимо от возраста потребителя; ознакомиться с содержанием данного информационного сайта, а также заказать может любой интернет-пользователь; имеются сведения о вариантах и стоимости доставки продукции.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Указанный Федеральный закон закрепляет приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций в качестве одного из основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 5 ст. 4).
Согласно Федеральному закону РФ от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции, в том числе с применение скидок с цены табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 15-ФЗ определено, что запрещаются продажа табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом.
Статьей 14.53 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
Частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов.
Дистанционная торговля, реклама и стимулирование продажи табачной и никотинсодержащей продукцией, а также продажа табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним создает реальную угрозу жизни и здоровью потребителей при продаже данных товаров, что может привести к необратимым последствиям, а также нанести имущественный вред потребителю.
Пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 полномочия по созданию, формированию и введению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
В силу и. 5.1.7(1). Положения Роскомнадзор осуществляет принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Законом № 149 - ФЗ.
В судебном заседании произведен осмотр страниц Интернет-сайта ***, при осуществлении входа на сайт необходимо подтвердить, что Интернет-пользователь достиг 18-летнего возраста. Имеется указание, что пользование сайтом лицами, не достигшими совершеннолетия, запрещено. В случае выбора опции «Мне меньше 18 лет» сайт полностью закрывается. Кроме того, на страницах Интернет-сайта имеется предупреждение, что данный сайт подлежит использованию только лицами, достигшими 18-летнего возраста.
Разделы «POD системы», «Аксессуары для кальянов», «Жидкости», «Кальяны» имеют наименование товара, код товара и цену. Имеется возможность добавить выбранные товары в «корзину», присваивается номер заказа для их последующего получения в выбранной точке получения заказа, а также указываются контактные данные и телефон для связи.
В соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, п. 1 ст. 435 ГК РФ и п. 1 ст. 438 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта; офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение; акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Таким образом, добавляя товар в корзину покупатель сообщает продавцу о своем намерении заключить договор розничной купли-продажи на условиях оферты которая содержит существенные условия данного договора.
Доводы административного ответчика о том, что данный сайт представляет из себя «Интернет-витрину», а не «Интернет магазин», поскольку отсутствует возможность оплаты и доставки выбранного товара, имеется возможность лишь ознакомления с предложенным каталогом товара, основаны на неверном понимании действующего законодательства.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами, что предусмотрено п. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Таким образом, на данном сайте имеется возможность выбора товара, указана его цена, имеется возможность товар заказать, что свидетельствует о возможности заключения договора оферты.
В ходе рассмотрения дела установлено, что обозначенная в административном исковом заявлении информация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL – адрес: *** по состоянию на *** находится в открытом доступе. Указанный Интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт распространения на интернет-странице по адресу: *** информации, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, нарушает законодательно установленные запреты, а потому на административных ответчиков возлагается обязанность ограничить доступ к указанному адресу путем удаления либо блокировки указанной страницы. А также данная информация подлежит включению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1,2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В такой реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона об информации одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте по адресу ***- информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения данного информационного ресурса в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ М.Я.Соловьева
<***>
<***>