ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7548/18 от 18.12.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-7548/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2018 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Зыряновой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, указав в обоснование заявленных требований, что ответом от дата заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, стр. , с кадастровым номером . Административный истец полагает данный отказ незаконным, указывает, что приведенная в отказе причина, а именно необходимость выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка в течение шести месяцев со дня регистрации, указанная в постановлении от дата, является неправомерной; на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, на который оформление документов не требуется. Также указывает, что первоначально ФИО1 обратилась с административным иском в Первореченский районный суд г. Владивостока в пределах установленного срока. Просит признать незаконным решение от дата об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером , обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение закона, предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок; восстановить срок для обжалования, пропущенный по уважительной причине.

В судебном заседании ФИО1 и представитель ФИО2 на заявленных требованиях настаивали.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым в границах спорного земельного участка расположено жилое здание и огород. Сведения ЕГРН не содержат данных об объектах недвижимости, границы которых установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в границах спорного земельного участка. Из ответа администрации Артемовского городского округа от дата следует, что по результатам выездной проверки и осмотра земельного участка установлено наличие строения на земельном участке. Кроме того, постановлением администрации АГО от дата-па определены сроки для исполнения обязанностей по выполнению необходимых работ в отношении спорного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица КГКУ «УЗИ» в судебное заседание не явился, извещен, ранее представил письменные пояснения по делу, согласно которым в результате выезда на земельный участок установлено, что в границах земельного участка расположено жилое здание и огород. Доступ к земельному участку осуществляется из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Представитель заинтересованного лица администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств не поступало.

Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В судебном заседании установлено, что решением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленным письмом от дата, административному истцу сообщено об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Основанием для принятия указанного решения явился установленный департаментом в ходе рассмотрения обращения ФИО1 факт расположения в границах земельного участка сооружения, документы на которое заявителем не представлены.

Также указано на истечение установленного п. 4 постановления администрации Артемовского городского округа от дата-па срока исполнения заявителем обязанностей по выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ, заключению договора аренды и его государственной регистрации.

Данное решение принято департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, предоставленных данному органу.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 ЗК РФ.

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 17 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду департаментом в рамках межведомственного взаимодействия были истребованы сведения из КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», согласно которым в результате выезда геодезистов Учреждения на земельный участок установлено, что в границах земельного участка расположено сооружение.

Факт расположения на испрашиваемом заявителем земельном участке строения без признаков капитальности также подтверждается актом осмотра от дата составленным специалистом администрации Артемовского городского округа Приморского края.

Документы на указанный объект заявителем не представлены, что административным истцом не оспаривается.

Указанное обстоятельство правомерно признано административным ответчиком как препятствующее предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду.

Ссылка административного истца на отсутствие у строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес> признаков жилой постройки в связи с невозможностью удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с круглогодичным проживанием в таком здании, не может быть принята во внимание, поскольку положениями ч. 4 ст. 39.16 КоАП РФ в качестве оснований к отказу в предоставлении земельного участка в аренду предусмотрено наличие на земельном участке не только зданий, но и сооружений, объектов незавершенного строительства, при этом наличие на спорном земельном участке именно сооружения, то есть объекта, не предназначенного для проживания людей, приведено в оспариваемом решении в качестве основания к отказу.

Кроме того, департаментом обоснованно указано, что в соответствии с постановлением администрации Артемовского городского округа от дата ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок площадью 1200 кв.м. на период строительства индивидуального жилого дома сроком на три года с возложением обязанностей по выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ, заключению договора аренды и его государственной регистрации.

Учитывая, что земельный участок был предоставлен административному истцу в аренду на период строительства индивидуального жилого дома, условия ненормативного акта органа местного самоуправления административным истцом не соблюдены, административным ответчиком обоснованно отказано в предоставлении земельного участка в аренду.

Доводы административного истца о том, что приведенная в отказе причина, а именно необходимость выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка в течение шести месяцев со дня регистрации, указанная в постановлении от дата, является неправомерной, не могут быть признаны состоятельными, поскольку фактически направлены на оспаривание ненормативного акта органа местного самоуправления, законность которого не оспорена и доказательств отмены которого либо признания в установленном законом порядке недействительным не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 24.12.2018.

Судья Т.А. Михайлова