ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/20 от 05.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-754/2020

УИД: 51RS0003-01-2020-000604-21

Решение в окончательной форме изготовлено 5 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2020 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лобановой О.Р.,

при секретаре Савичевой В.А.,

с участием представителя административного истца Ткаченко С.А.,

административного ответчика Веригина Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Веригину Д.О. о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Веригину Д.О. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование заявленных требований указано, что на имя Веригина Д.О. зарегистрировано транспортное средство марки «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак . Веригину Д.О. был исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 2100 рублей. В адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 25.08.2016 об уплате транспортного налога. В установленный срок Веригин Д.О. налог не оплатил, что послужило основанием для начисления ему пени и направления требования от 23.12.2016 об уплате налога и пени. В срок, установленный в требовании, уплата налога и пени Веригиным Д.О. произведена не была. Просит взыскать с Веригина Д.О. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 2100 рублей, пени по транспортному налогу в размере 14 рублей 70 копеек, а всего 2114 рублей 70 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца Ткаченко С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Административный ответчик Веригин Д.О. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Указал, что является ветераном боевых действий, в связи с чем он освобожден от уплаты транспортного налога. Пояснил, что все необходимые документы у административного истца имеются, поскольку с 2013 года ему предоставляется льгота, также письмом МИФНС № 5 по Мурманской области сообщалось о направлении учетного дела в ИФНС по городу Мурманску.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Мурманска № 2а-1624/2019, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (подпункт 8); взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (подпункт 9); предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) (подпункт 14).

Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленного подразделении, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу пункта 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласно пункту 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, «мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Мурманской области № 368-01 от 18.11.2002 «О транспортном налоге» уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Налоговые ставки установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО в зависимости от мощности двигателя и составляют, в частности, 15 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По сведениям УГИБДД УМВД России по городу Мурманску на имя Веригина Д.О. с 01.11.2012 по настоящее время зарегистрирован автомобиль марки «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак , мощностью 140 лошадиных сил.

Как следует из материалов дела, административному ответчику за 2015 год был исчислен транспортный налог в отношении автомобиля марки «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак , в размере 2100 рублей.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. На основании пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.

Исходя из системного толкования положений пункта 4 статьи 57, пункта 6 статьи 58 и пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации у налогоплательщика транспортного налога обязанность по уплате налога возникает с момента получения налогового уведомления.

Материалами дела подтверждено, что в адрес административного ответчика Инспекцией направлялось налоговое уведомление от 25.08.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 2100 рублей, срок оплаты до 01.12.2016.

Вместе с тем, в установленный законом срок налог административным ответчиком уплачен не был.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика Инспекцией направлено требование об уплате транспортного налога от 23.12.2016, которым административному ответчику было предложено погасить задолженность по транспортному налогу в срок до 24.01.2017.

Административный ответчик имеет личный кабинет налогоплательщика.

В силу п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Факт направления налогоплательщику налогового уведомлений и требований об уплате налогов в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы ФНС.

Из представленной административным истцом выписки из лицевого счета ответчика следует, что до настоящего времени сумма задолженности по транспортному налогу в размере 2100 рублей административным ответчиком не уплачена.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный законом срок транспортного налога Инспекцией начислены пени в размере 14 рублей 70 копеек.

В соответствии с приказами УФНС России по Мурманской области от 19.07.2019 № 04-02/64@ «О централизации функций по урегулированию задолженности», от 19.04.2019 № 04-02/64@ «О передаче функций процессуальных мер взыскания с 30.04.2019 - в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области» функции по урегулированию задолженности физических лиц на территории Мурманской области с 30.04.2019 переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующему.

Из пояснений административного ответчика в ходе судебного разбирательства следует, что он освобожден от уплаты транспортного налога, поскольку является ветераном боевых действий, о чем достоверно известно административному истцу, поскольку в его адрес направлялось уведомление о предоставлении льготы.

Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленного подразделении, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу пункта 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, являющейся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы; льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, причем установление льгот не является обязательным; в то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т.е. нарушать конституционный принцип равенства (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и от 13 марта 2008 года № 5-П; определения от 5 июля 2001 года № 162-О и от 7 февраля 2002 года № 13-О).

Таким образом, законодатель, обладающий широкими дискреционными полномочиями по предоставлению налогоплательщикам льгот, самостоятельно и с учетом различных объективно значимых обстоятельств решает вопрос о том, при каких условиях и в каком объеме возможно предоставление такой льготы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 18.11.2002 №368-01-ЗМО «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются, в том числе лица, отнесенные к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», - за одно транспортное средство, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц.

Как следует из сообщения МИФНС России № 5 по Мурманской области от 30.10.2013 Веригин Д.О. был снят 05.09.2013 с учета по месту жительства в МИФНС России № 5 по Мурманской области, в связи с регистрацией по новому месту жительства в г. Мурманске. Учетное дело Веригина Д.О. передано в ИФНС России по городу Мурманску.

Кроме того, как следует из указанного сообщения, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» и на основании удостоверения Веригин Д.О. освобожден от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак .

Из уведомления налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы от 10.09.2019 следует, что Веригин Д.О. является ветераном боевых действий и ему установлена льгота с 14.01.2013, в отношении транспортного средства «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак .

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административному истцу известно о том, что Веригину Д.О. предоставлена льгота с 2013 года как «Ветерану боевых действий», в связи с чем он не обязан к уплате транспортного налога на автомобиль «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак .

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что отменяя судебный приказ № 2а-1624/19 от 22.07.2019 определением от 26 августа 2019 года мировой судья указывал о наличии льготы по уплате транспортного налога с 2012 года, и не направления в адрес должника налоговых уведомлений на данный автомобиль.

Вместе с тем, административный истец 13 февраля 2020 года обратился в суд с административным иском в порядке искового производства о взыскании транспортного налога по указанному транспортному средству, оставляя без внимание уведомление налогового органа о предоставлении льготы с 2013 года, выданное 10 сентября 2019 года .

Учитывая, что налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика по направлению подтверждающих документов о наличии льготы ежегодно на один и тот же автомобиль, учитывая, что ответчику выдано удостоверение со сроком действия до 01.01.2079 и подтверждена льгота уведомлением органа от 10.09.2019, оснований для взыскания транспортного налога на транспортное средство «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак за 2015 год, и пени, у суда не имеется.

Оценив представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, факт освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства «Хонда CIVIC», государственный регистрационный знак , суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Веригину Д.О. о взыскании задолженности по обязательным платежам – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Р. Лобанова