ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-754/2018 от 26.06.2018 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а -754/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вышний Волочёк 26 июня 2018 г.

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Игнатьевой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального правового акта в сфере нормирования муниципальных закупок и возложении обязанности разместить указанные акты в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального правового акта в сфере нормирования муниципальных закупок и возложении обязанности разместить указанные акты в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок.

В обоснование административных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Вышневолоцкого района Тверской области (далее - Администрация городского поселения поселка Красномайский) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44), в части принятия правовых актов в сфере нормирования муниципальных закупок и размещения указанных актов в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).

В соответствии со ст. 1 ч.1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок

Согласно ст. 7 ФЗ № 44, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная данным Федеральным законом и разметенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Статьей 19 ФЗ № 44 предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цепы товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и под ведомственные казенные учреждения).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 данной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей данной статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цепы товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 44, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 данной статьи.

По результатам проведенной проверки установлено, что Администрацией городского поселения поселка Красномайский до настоящего времени Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), не приняты, в единой информационной системе закупок не размещены, что влечет нарушение принципа открытости осуществления закупочной деятельности па территории Российской Федерации, нарушая этим права неопределенного круга лиц.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Администрацией городского поселения поселка Красномайский вышеизложенных требований ФЗ № 44.

Поскольку существующая система заказа для муниципальных (государственных) нужд служит реализацией указанной цели, организация эффективной работы системы муниципального заказа и охрана установленного порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, в том числе и посредством разработки и принятия, предусмотренных действующим законодательством для этого муниципальных правовых актов относится к категории особенной социальной важности и затрагивает тем самым права и законные интересы значительного числа граждан - неопределённого круга лиц.

Кроме того, установленное в рамках проверки бездействие Администрации городского поселения поселка Красномайский по не принятию муниципального правового акта в указанной сфере как следствие может создать (повлечь) препятствия в деле достижения предусмотренных Федеральным законом №44 целей контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по повышению эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отсутствие требуемого по закону муниципального правового акта создает благоприятную почву для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц Администрации городского поселения поселка Красномайский из корыстной либо иной личной заинтересованности.

Рассматриваемые нарушения закона совершены в форме бездействия, поскольку у Администрации городского поселения поселка Красномайский имелось достаточно времени для решения вопроса о разработке и принятии предусмотренного действующим законодательством о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальных правового акта, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области в части неисполнения требований действующего законодательства но принятию муниципального правового акта, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Возложить на Администрацию городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и разместить в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В судебном заседание представитель административного истца помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Игнатьева М.Р. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 4,5 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Согласно части 1, 2 и 6 данной статьи под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части принятия правовых актов в сфере нормирования муниципальных закупок и размещения указанных актов в единой информационной системе в сфере закупок.

Администрация городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области является муниципальным органам, устанавливающим правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственных муниципальных нужд.

Однако в нарушение ст. 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области муниципальные правовые акты, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) по настоящее время не разработаны и не приняты, в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок не размещены.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан, круг которых персонально определить невозможно, в сфере участия в обеспечении государственных и муниципальных нужд.

Административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих исполнение вышеприведенных положений действующего законодательства, в том числе в части разработки и принятия указанных муниципальных правовых актов.

Бездействие Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области свидетельствует о ненадлежащем исполнении вышеизложенных требовании Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что влечет нарушение принципа открытости осуществления закупочной деятельности на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, исковые требования прокурора к Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований действующего законодательства по принятию муниципального правового акта, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), подлежат удовлетворению.

Возлагая на Администрацию городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области обязанности в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить и разместить в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), суд исходит из того обстоятельства, что в силу приведенных выше положений законодательства, принятие муниципального правового акта, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и размещение его в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, является обязанностью Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, к Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального правового акта в сфере нормирования муниципальных закупок и возложении обязанности разместить указанные акты в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Вышневолоцкого района Тверской области в части неисполнения требований действующего законодательства по принятию муниципального правового акта, устанавливающего Правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Возложить на Администрацию городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Вышневолоцкого района Тверской области обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и разместить в единой информационной системе в сфере государственных и муниципальных закупок Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (30 июня 2018г.).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов