ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-755/2022УИД760017-01-2022-000312-47 от 08.04.2022 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-755/2022 УИД 76RS0017-01-2022-000312-47

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль «04» марта 2022 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Окуневой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области к Ярославскому региональному общественному фонду «Подворье» о признании прекратившим деятельность, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области обратилось в суд с административным иском к Ярославскому региональному общественному фонду «Подворье» (ИНН 7627015930) (далее по тексту – Фонд, Ответчик). Просило признать Ответчика прекратившим деятельность, исключить из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В обоснование требований указано, что решение о государственной регистрации Фонда принято истцом 10.02.1999. Запись о Фонде внесена в ЕГРЮЛ 25.10.2002 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ярославской области за основным государственным регистрационным номером . Ответчиком допущены многочисленные нарушения Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее по тексту – Закон), что в соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 29 Закона является основанием для признания Ответчика прекратившим деятельность. Так, истцом в сентябре 2021 года проведена плановая документарная проверка Фонда на предмет соответствия деятельности уставным целям, в результате которой установлено, что в нарушение ст. 29 Закона и распоряжения Управления от 15.07.2021 № 370-р «О проведении плановой документарной проверки Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам «Подворье» для проведения проверки Фондом не были представлены следующие запрашиваемые документы: 1) копии решений (протоколов, заключений, актов, приказов, распоряжений) органов Фонда (Конференции, правления, председателя, контрольно-ревизионной комиссии, попечительского совета, а также прилагаемых документов); 2) копии документов, подтверждающих полномочия органов и должностных лиц Фонда (Правление, Попечительский совет, контрольно - ревизионная комиссия), сведения о персональном составе органов Фонда с указанием ФИО и даты рождения); 3) копии внутренних документов, утвержденных в Фонде (положения, регламенты и т.п.); 4) копии штатных расписаний и список лиц, работающих по трудовым договорам, сведения об использовании безвозмездного труда граждан; 5) список участников Фонда, копии заявлений участников Фонда о приеме и исключении из участников Фонда, копии соответствующих решений органов управления; 6) документы, подтверждающие наличие у Фонда права пользования помещением, расположенным по адресу (месту нахождения) Фонда (копии правоустанавливающих документов); 7) сведения о способах, формах и местах осуществления Организацией и ее структурными подразделениями деятельности, направленной на достижение уставных целей, в том числе копии договоров, соглашений по уставной деятельности Фонда, информация об оказываемых услугах, реализованных проектах (программах), отчеты о реализации; копии иных материалов и документов, подтверждающих деятельность Фонда по выполнению уставных целей, пояснительная записка к ним; 8) сведения о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в проверяемом периоде.

Согласно пп. 5.1, 5.2 Устава Фонда - Конференция является высшим органом Фонда, заседания которого проводятся не реже одного раза в год. В нарушение пункта 5.2 Устава Фонда заседаний Конференции в 2019 и 2020 годах не проводилось, годовые план, бюджет и годовой отчет в проверяемом периоде не утверждались. В силу пункта 5.4 Устава Фонда все выборные лица и органы Фонда избираются на срок 3 года. На общем собрании учредителей Фонда 17.03.2005 было избрано Правление Фонда, Попечительский совет Фонда. Полномочия указанных органов истекли 17.03.2008. Документов, подтверждающих переизбрание указанных органов после 17.03.2008, для проверки не представлено, что свидетельствует об отсутствии в Фонде на момент проверки указанных органов и нарушении Фондом положений пунктов 5.4, 5.5, 5.7, 5.8 Устава Фонда. В соответствии с пунктом 5.7 Устава Фонда контрольно-ревизионная комиссия избирается Конференцией на срок три года, проводит ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда, организует проведение ревизий. Контрольно-ревизионная комиссия избирает своего председателя, который подотчетен Конференции. В нарушение пункта 5.7 Устава Фонда в проверяемый период ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда, ревизии не проводились. Несоблюдение Фондом положений Устава, на основании которого оно осуществляет деятельность, свидетельствует о нарушении абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона.

В нарушение ст. 181.2. ГК РФ представленная для проверки копия выписки из протокола № 5 «Конференции участников» оформлена ненадлежащим образом, поскольку в ней отсутствуют: 1) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчетголосов был поручен определенным лицам; 2) сведения о времени и месте проведения Конференции. Кроме того, в указанной выписке из протокола №5 не содержится сведений об общем количестве участников, состоящих на учете в Фонде, что не позволяет оценить наличие кворума на Конференции.

Фондом представлена копия договора аренды помещения №15 от 06.07.2015. Согласно договору аренды, помещение расположено по адресу: <адрес>. Таким образом, Фондом в нарушение статьи 29 Закона и распоряжения Управления от 15.07.2021 № 370-р не представлены запрашиваемые документы, подтверждающие наличие у Фонда права пользования помещением, расположенным по адресу (месту нахождения) Фонда: <адрес>. Кроме того, уведомление и копия распоряжения о проверке, направленные в адрес Фонда 16.07.2021 № 76/02-12/3041, вернулось в Управление 24.08.2021 за истечением срока хранения.

В соответствии с пунктом 3.5 Устава - участник, желающий вступить в Фонд, обязан подать личное заявление в Правление Фонда и внести имущественные и денежные взносы в размере, установленные Правлением Фонда. Таким образом, Фондом, в нарушение пункта 3.5. Устава и распоряжения Управления от 15.07.2021 № 370-р не представлены список участников Фонда, копии заявлений участников Фонда о приеме и исключении из участников Фонда, копии соответствующих решений органов управления.

Фондом в проверяемом периоде не выполнена обязанность по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу ранее действовавшей редакции ч.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Освобождение от обязательного аудита, вытекающее из новой редакции ч. 1 ст. 5 Федерального закона 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федерального закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ), начинает применяться с аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Фондом в проверяемый период нарушена обязанность по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечению доступности к ознакомлению с указанным отчетом, предусмотренная абз. 3 ч. 1 ст. 29 Закона и ст. 123.18 ГК РФ.

В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Фонд, в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона, не представил указанную информацию в Управление в 2016-2018, 2021 годах.

В силу абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Форма № ОН0003 «Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании» утверждена приказом Минюста России 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Согласно пункту 1.2. приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее - Приказ № 122) общественное объединение обязано представлять в Минюст России (его территориальный орган) информацию, предусмотренную абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным; срок представления в Минюст России (его территориальный орган) вышеуказанной информации за 2020 год - не позднее 15 июля 2021 года (абз. 2 п. 2 Приказа № 122). Фондом вышеуказанная информация за 2020 год в установленный срок (до 15.07.2021) в истцу не представлена.

Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Таким образом, устав некоммерческой организации должен содержать исчерпывающий перечень всех осуществляемых видов деятельности. Сведения об основном и дополнительных видах деятельности некоммерческой организации с кодами по «ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее -ОКВЭД), подлежат включению в ЕГРЮЛ при условии их соответствия цели создания и указания в видах (предмете) деятельности некоммерческой организации, предусмотренных уставом. В нарушение статьи 24 Закона № 7-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о следующем основном виде деятельности Фонда: 94.11 «Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций», который включает себя: деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания предприятий конкретной сферы деятельности, например торговли, сельского хозяйства и др., или на экономическом развитии и экономической обстановке конкретного географического района или административной единицы независимо от направления коммерческой деятельности; деятельность объединений таких организаций, как торговые палаты, союзы, гильдии и аналогичные организации; деятельность по распространению информации, представительство в государственных учреждениях, связи с общественностью и переговоры с профсоюзами. В силу статьи п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Таким образом, сведения об основном виде деятельности Фонда: 94.11 «Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций» подлежат исключению из ЕГРЮЛ, поскольку уставом Фонда данный вид деятельности не предусмотрен.

Согласно ст. 20 Закона в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. В нарушение указанной нормы Фондом используется в печати символика в виде восходящего солнца, описание которой в Уставе Фонда отсутствует.

В соответствии со ст. 38 Закона истцом 28.09.2021 вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства (исх. № 76/02-4315) со сроком устранения нарушений до 15.11.2021, которое было направлено по адресу Фонда, указанному в ЕГРЮЛ. Предупреждение от 28.09.2021 (исх. № 76/02-4315) вернулось в Управление с отметкой «истек срок хранения». Указанное предупреждение в установленном законом порядке не обжаловалось. Ответчиком в установленный срок и до настоящего момента нарушения, указанные в предупреждении от 28.09.2021 (исх. № 76/02-4315), не устранены.

В судебное заседание не явились: истец (представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие), ответчик. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как обстоятельства, на которые ссылается истец, подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты.

Указанные обстоятельства подтверждаются в совокупности Уставом Фонда, выпиской из ЕГРЮЛ, Распоряжением истца №370-р от 15.07.2021 о проведении плановой документарной проверки Ответчика, уведомлением о проведении проверки от 16.07.2021, актом проверки №44 от 28.09.2021, сопроводительным письмом о направлении акта проверки от 28.09.2021, предупреждением о нарушении действующего законодательства от 28.09.2021, сведениями об отслеживании почтового отправления.

Обстоятельства, на которые ссылается истец, ответчиком не опровергнуты. Доказательств устранения выявленных нарушений ни истцу (до обращения его в суд с настоящим иском), ни суду (в ходе судебного разбирательства) не предоставлено. Суд приходит к выводу, что выявленные нарушения документально подтверждены, не устранены.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Суд приходит к выводу, что условия, предусмотренные ч.ч. 4,5 ст. 29 Закона, имеют место, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 174- 178 КАС РФ, суд

решил:

Требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области удовлетворить в полном объеме.

Признать Ярославский региональный общественный фонд «Подворье» (ИНН 7627015930) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Патрунов С.Н.