Дело № 2а-755/2023
№
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 25 июля 2023 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Казанцевой Л.А.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,
с участием старшего помощника прокурора Любинского района Макарова Д.С.,
при секретаре судебного заседания Анкудиновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любинского района к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства по оформлению права муниципальной собственности в отношении городского леса,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства по оформлению права муниципальной собственности в отношении городского леса.
Просил признать незаконным бездействие администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, возложить обязанность устранить нарушения законодательства путем регистрации в Управлении Росреестра по Омской области права муниципальной собственности в отношении городского леса, расположенного в границах Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность организовать выполнение мероприятий по лесоустройству, охране, воспроизводству и рациональному использованию городского леса, расположенного в границах Любинского городского поселения в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено Главное Управление лесного хозяйства Омской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Макаров Д.С. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, дополнив, что 2009 году отделом Любинского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области Любинскому городскому поселению переданы копии таксиционных описаний и схем лесных участков, однако право собственности на лесные участки до настоящего времени не оформлено. В нарушение законодательства Администрацией Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области право муниципальной собственности в отношении городских лесов не зарегистрировано, работы по межеванию и постановке на кадастровый учет лесов, расположенных на территории муниципального образования не проводились, лесохозяйственные регламенты не разработаны и не утверждены, муниципальная экспертиза проектов освоения лесов не проводится. Вследствие чего обязанности по охране и защите городских лесов от пожаров, незаконных порубок, вредных организмов, не исполняются, меры по воспроизводству городских лесов, расположенных в границах населенного пункта не принимаются.
Представитель административного ответчика администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области Представитель№1 в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Главное Управление лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимал, возражений и ходатайств не представил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
соответствии с ч. 1 п. 23 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Статья 67 Лесного кодекса Российской Федерации определяет общие положения о проведении лесоустройства.
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам, т.е. лесам, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Частью 1 ст. 67.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 10 статьи 19 настоящего Кодекса.
Приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее – Лесоустроительная инструкция).
Пунктом 92 Лесоустроительной инструкции на землях населенных пунктов осуществляется проектирование городских лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, на землях особо охраняемых природных территорий - лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
В силу ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
3.1) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;
7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу положений ч. 1 ст. 3.3 названного Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из требований ст. 83 Земельного кодекса РФ, ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено и фактически не оспаривается ответчиком, что на территории Любинского городского поселения расположен земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:2367, общей площадью 41 000 кв.м., который в соответствии со сведениями из Государственного лесного реестра относятся к лесам на землях населенных пунктов, то есть к городским лесам (л.д.27).
По ранее действовавшему законодательству, данный участок входил в состав государственного лесного фонда, в соответствии с материалами лесоустройства 1987 года находился в административной границе Любинского городского поселения на площади 79 га.
В настоящее время, исходя из положений ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации данный участок не образует лесной фонд, а формы собственности таких участков устанавливаются федеральным законом (ст.119 ЛК РФ).
Спорный участок расположен в пределах одного муниципального образования – «Любинское городское поселение», что ответчиком не оспаривается.
Таким образом, в силу закона, данный участок имел статус городских лесов.
Из материалов дела следует, что в 2009 году согласно акту приема-передачи отделом Любинское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области Любинскому городскому поселению переданы копии таксиционных описаний и схем лесных участков, однако право собственности на лесные участки до настоящего времени не оформлено.
Согласно данным федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области площадь городских лесов на территории р.п. Любинский составляет 41 га.
Как следует из пояснительной записки к материалам лесоустроительных работ на территории городских лесов муниципального образования Любинского городского поселения (руководитель проекта ИП ФИО7.) площадь городских лесов Любинского городского поселения по результатам проведения лесоустроительных работ в ДД.ММ.ГГГГ году составила 41,0 га, городские леса выделены в один квартал. Ранее территорию городских лесов Любинского городского поселения занимали кварталы 79, 80 бывшего Любинского лесничества Любинского лесхоза Омской области. По целевому назначению городские леса Любинского городского поселения относятся к защитным лесам, категория защитных лесов -городские леса, правовой режим в городских лесах определен ст. 116 ЛК РФ (л.д.33-37).
Согласно представленному лесохозяйственному регламенту городских лесов муниципального образования «Любинского городское поселение» Любинского муниципального района Омской области на ДД.ММ.ГГГГ. общая площадь городских лесов Любинского городского поселения согласно данным лесоустройства, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ, составляет 41,0 га. Городские леса расположены на территории Любинского городского поселения, являющегося административным центром Любинского муниципального района Омской области. Все леса, расположенные на землях поселений, в том числе, на территории Любинского городского поселения, по целевому назначению отнесены к защитным лесам. В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных санитарно -гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместно с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства Администрацией Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области право муниципальной собственности в отношении городских лесов не зарегистрировано; работы по межеванию и постановке на кадастровый учет лесов, расположенных на территории муниципального образования не проводились; лесохозяйственные регламенты не утверждены, муниципальная экспертиза проектов освоения лесов не проводится.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени администрация городского поселения не исполняет обязанности по охране защите городских лесов от пожаров, незаконных порубок, вредных организмов, не принимает меры по воспроизводству городских лесов, расположенных в границах населенного пункта.
В связи с указанным, надлежащие охрана, защита и использование городских лесов администрацией не организованы, в результате чего создается реальная угроза лесным насаждениям вследствие их возможного повреждения и уничтожения, в т.ч. по причине бесхозяйного использования, а также вследствие пожаров.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу утраты леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, а также привлечения лиц, виновных в нарушениях законодательства в лесах к предусмотренной законом ответственности.
Ранее по факту непринятия мер к оформлению права муниципальной собственности на городской лес в границах Любинского городского поселения прокуратурой района Главе Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района вносилось представление.
Часть 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области по оформлению права муниципальной собственности в отношении городского леса, расположенного в границах Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области.
Обязать Администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить допущенные нарушения законодательства путем регистрации в Управлении Росреестра по Омской области права муниципальной собственности в отношении городского леса, расположенного в границах Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области организовать выполнение мероприятий лесоустройству, охране, воспроизводству и рациональному использованию городского леса, расположенного в границах Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Казанцева