№2а-7566/2018-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 об оспаривании уведомления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.10.2018 №38-2018, обязании совершить определенные действия,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. 09.10.2018 истица обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее Администрация) в порядке ст.51.1 ГК РФ с уведомлением о произведении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), расположенного на указанном земельном участке. 16.10.2018 Администрацией вынесено Уведомление №38-2018 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Уведомление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне особо охраняемых природных территорий, на которых не предусмотрено строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов. Административный истец с данным уведомлением не согласна, просит признать его незаконным и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению законных прав и интересов ФИО2, предоставить ФИО2 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 09.10.2018.
В судебном заседании административный истец и ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали по указанным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании требования не признавал, представил письменные отзывы.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что 25.09.2018 ФИО2 приобрела у ФИО5 по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м. и жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи зарегистрирован в установленном законом порядке.
08.10.2018 зарегистрирован переход права собственности на указанное недвижимое имущество к ФИО2
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 08.10.2018 земельный участок с кадастровым номером № (кадастровый квартал №) относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствует.
09.10.2018 истица обратилась в Администрацию с уведомлением о произведении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
16.10.2018 Администрацией вынесено оспариваемое Уведомление №38-2018 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по основаниям, указанным в п.1 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ. Уведомление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне особо охраняемых природных территорий, на которых законодательством не предусмотрено строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов.
Согласно имеющимся в материалах дела сведений БПРУ РК «Дирекция ООПТ» спорный земельный участок не входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения природного заказника «Заозерский». В соответствии с письмом Управления по охране объектов культурного наследия РК на спорном земельном участке отсутствуют объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия.
В своем письменном отзыве представитель заинтересованного лица Правительства Республики Карелия - ФИО6 также указывает, что спорный земельный участок не входит в состав особо охраняемой территории регионального значения – государственный природный заказник «Заозерский».
Строительство (реконструкция) объекта ИЖС или садового дома с 04.08.2018 осуществляется застройщиком в уведомительном порядке, предусмотренном ст. 51.1 ГрК РФ.
Согласно ч.1 ст.51.1 ГрК РФ В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Застройщик должен подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), которое содержит необходимые сведения, и приложить к нему определенные документы (ч. 1, 3 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ):
1) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС (садового дома) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ);
2) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ.
В силу п.1 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно положений ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 2) земли населенных пунктов (ч. 1) Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2).
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
На основании абзаца 6 части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
На основании п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со статьей 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N XXVI/XX-361 утверждена корректировка Генерального плана города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1984 (далее Генплан).
Решением от 11.03.2010 N 26/38-771 Петрозаводский городской Совет утвердил Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее правила).
Данные акты представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (статья 18 ГрК РФ) и в силу части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Указанными правилами предусмотрено отнесение территории кадастрового квартала 10:01:0070101 (территория м. Зимник), на которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, к зоне особо охраняемых природных территорий (Ро).
Согласно ст.63 Правил к особо охраняемым природным территориям в городе Петрозаводске относятся ландшафтный заказник "Заозерский", памятник природы "Чертов стул" и Ботанический сад Петрозаводского государственного университета. В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий, а их использование определяется в соответствии с установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Карелии, уполномоченными органами исполнительной власти Петрозаводского городского округа статусом территории и режимами особой охраны.
Согласно Генплану земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале № (территория м. Зимник) с учетом их территориального расположения в непосредственной близости к природному ландшафтному заказнику «Заозерский», были включены в зону запрещения нового жилищного строительства.
Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
С учетом изложенного, судом установлено, что фактически земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истице, в состав особо охраняемой территории регионального значения – государственный природный заказник «Заозерский» не входит, однако территория кадастрового квартала № (территория м. Зимник), в котором он расположен, с учетом его территориального расположения в непосредственной близости к природному ландшафтному заказнику «Заозерский» Градпланом включены в зону запрещения нового жилищного строительства и Правилами предусмотрено отнесение данной территории кадастрового квартала № к зоне особо охраняемых природных территорий (Ро). Сведения о границах указанной зоны в ЕГРН не внесены.
В соответствии с п. 8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона в числе прочего решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом, вступившим в силу с 11.03.2010, следовательно зона особо охраняемых природных территорий в отношении спорного участка установлена до дня официального опубликования Закона №342-ФЗ.
Являясь действующим нормативно-правовым актом Правила являются обязательными для соблюдения в том числе органом местного самоуправления, что свидетельствует о том, что оспариваемое уведомление, выданное административному истцу в соответствии с указанными Правилами, является обоснованным.
С требованиями об оспаривании Правил в части установления зоны особо охраняеемых природных территорий в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № и исключении указанного участка из зоны с особыми условиями использования истица не обращалась.
В связи с изложенным заявленные требования удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2018 года.