ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-756/19 от 15.08.2019 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-756/2019

19RS0011-01-2019-001441-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан, Республика Хакасия 15 августа 2019 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Борцовой Е.Л.

при секретаре Хватовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия к Благотворительному Фонду по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, -

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Благотворительному Фонду по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее» (далее – Фонд) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя требования тем, что *** Фонд зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в качестве некоммерческой организации. Сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ***, ОГРН ***, адрес: .... Руководство Фонда в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», не предоставило в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за *** год.

По данному факту *** должностным лицом Управления в адрес Фонда и его Президента Павлова Д.В. было направлено письменное предупреждение с требованием до *** устранить выявленные нарушения, а именно предоставить в Управление необходимую отчётность за *** год. Однако, нарушения Фондом не были устранены. В связи с чем по данному факту в отношении Фонда был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** Фонд был признан виновным в совершении административного правонарушения, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Однако, требуемые сведения за *** год Фонд в установленный срок вновь не представил, тем самым совершив аналогичное нарушение действующего законодательства. Данный факт еще раз подтверждает, что Фонд уклоняется от осуществления деятельности в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, не имеет намерений к устранению выявленных нарушений и соответствующих попыток не предпринимает. Просит суд ликвидировать Благотворительный Фонд по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее», и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением суда от *** в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены учредители Фонда ФИО1, ФИО2

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО3, действующая на основании доверенности, не явилась, в представленном в суд письменном заявлении исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика - Благотворительного Фонда по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее, в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2 в судебное заседание также не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых обязательной судом не признана.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее – административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях » некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В Республике Хакасия территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия. Управление является государственным органом, уполномоченным в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. 65, подп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям и обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, *** Фонд в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в качестве некоммерческой организации за основным государственным регистрационным номером ***

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ***, свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного ***, Устава, следует, что адресом места нахождения Фонда является: ...

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Подпунктом «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее *** года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что в нарушение приведенных выше норм Фонд не предоставил необходимые сведения за 2017 год.

По данному факту *** должностным лицом Управления в адрес Фонда и его Президента Павлова Д.В. было направлено письменное предупреждение с требованием до *** устранить выявленные нарушения, а именно предоставить в Управление необходимую отчётность за ***.

Однако, нарушения Фондом не были устранены. В связи с чем, по данному факту в отношении Фонда был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** Фонд был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В нарушение требований федерального законодательства о предоставлении некоммерческой организацией ежегодной отчетности, требуемые сведения за *** год Фонд в установленный срок вновь не представил, тем самым совершил аналогичное нарушение действующего законодательства.

Таким образом, организация неоднократно допускала аналогичные нарушения действующего законодательства.

Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Принимая во внимание, что Фондом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Фондом не предпринято, то суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного заявления и об удовлетворении требований Управления о ликвидации Фонда и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию – Благотворительный Фонд по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее».

Исключить некоммерческую организацию – Благотворительный Фонд по формированию здорового образа жизни «Дети – наше будущее» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий: Е.Л. Борцова

Мотивированное решение составлено 16 августа 2019 года.