РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Михайловой Г.М.,
при секретаре Поляковой А.А.,
с участием помощника прокурора г. Тулы Пармухина В.В.,
представителей административного ответчика Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы по доверенности Зайковой В.С., Волынкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы административное дело №2а-757/2020 по административному иску прокурора г.Тулы, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязательстве провести работы,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Тулы обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, об обязании провести мероприятия по приведению элементов обустройства автомобильных дорог в соответствие с требованиями законодательства, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В обоснование заявленного иска указал, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ №196) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.ст. 3,5 ФЗ №196 основными принципами обеспечения
безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом 4 ст. 6 ФЗ № 196, предусмотрено, что органы местного самоуправления решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движении является расходным обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.1,6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об автомобильных дорогах о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 3 ст.15 вышеуказанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 243 8-р (ред. от 29.10.2018) утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, к которому относится в том числе ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Тульской городской Думы от 23 ноября 2016 г. N 31/795 утверждено положение об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы.
В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Управление), в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула управление решает, в том числе, задачи по осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В ходе проведенной прокуратурой города Тулы проверки установлено, что требования вышеуказанного законодательства управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы исполняются не в полном объеме.
Проведенной прокуратурой города Тулы проверкой установлено следующее.
В силу п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
дата сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Туле в управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в том числе с требованием устранения дефектов дорожного покрытия в виде нарушений продольно поперечного профиля по <адрес>.
В ходе проверки исполнения вышеуказанного представления ОГИБДД УМВД России по г. Туле выездом на место установлено, что по <адрес> в нарушении требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 работы по устранению дефектов дорожного покрытия (выбоины) (размеры отдельных выбоин составляют по длине -110 см, по глубине -5 см, площади -5,5 м2) проведены не в полном объеме.
дата юридическое лицо - управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы, привлечено к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ в виду неисполнения вышеуказанного представления.
В связи с тем, что дефекты дорожного покрытия устранены не были прокуратурой города Тулы дата в администрацию г.Тулы внесено представление об устранении нарушении законодательства о безопасности дорожного движения в части осуществления мер в области дорожной деятельности по <адрес>.
Согласно ответа администрации г.Тулы на представление прокуратуры города
Тулы следует, что работы по ремонту дорожного покрытия по <адрес> запланировано провести в строительный сезон дата года в рамках содержания объектов улично-дорожной сети в муниципальном образовании г.Тула, однако подтверждающих документов, в том числе заключенного муниципального контракта не представлено.
При этом безопасность дорожного движения является одной из приоритетных задач государства и органов местного самоуправления. Непринятие мер по надлежащей организации дорожного движения по указанному адресу делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на вышеуказанных участках, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 124-126 КАС РФ, ст. ст. 21, 22, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просил: признать бездействие управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы незаконным. Обязать управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы провести работы по ремонту дорожного покрытия по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Помощник прокурора г. Тулы Пармухин В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представители административного ответчика Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы по доверенности Зайкова В.С., Волынкин А.А. в судебном заседании указали, что по существу заявленных прокурором города Тулы требований управление требования не признает. Полагали, что управлением предпринимаются необходимые и достаточные меры для выполнения требований законодательства и реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. План работ по ремонту объектов улично-дорожной сети в муниципальном образовании город Тула на дата г. был сформирован в дата г. с предельным уровнем дефицита. Работ по ремонту дорожного полотна по <адрес> планом работ на дата г. не предусмотрено. Для поддержания эксплуатационных характеристик дороги в текущем году выполнены работы по отсыпке дорожного полотна фрезерной крошкой на участке <адрес>. Работы по отсыпке участков по <адрес> планируется произвести в строительный сезон текущего года фрезерной крошкой. Вопрос ремонта дороги будет рассмотрен при формировании планов работ на дата г.г. При принятии решения по рассматриваемому делу, в случае удовлетворения заявленных прокурором г. Тулы требований, с учетом вышеизложенных доводов о реальных сроках выполнения работ, в соответствии с положениями п. 4 ст. 6, ст. 10, ч. 2 ст. 178 КАС РФ, просили суд установить разумный срок для исполнения решения суда.
Заинтересованное лицо госинспектор ДН ОГИБДД УМВД России по г Туле лейтенант полиции Лазарев в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, фотоматериал, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1.1,6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об автомобильных дорогах о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 3 ст.15 вышеуказанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 243 8-р (ред. от 29.10.2018) утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, к которому относится в том числе ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Тульской городской Думы от 23 ноября 2016 г. N 31/795 утверждено положение об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы.
В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Управление), в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула управление решает, в том числе, задачи по осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ №196) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.ст. 3,5 ФЗ №196 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В силу п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Как следует из материалов дела, сотрудниками отела ГИБДД УМВД России по г. Туле в рамках контрольно-надзорной деятельности проведена проверка содержания улично-дорожной сети г. Тула на соответствие исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В результате проведенной проверки, в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы» были выявлены недостатки, а именно на <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия, в виде нарушений продольно поперечного профиля.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о нарушении норм законодательства, действующего в сфере безопасности дорожного движения, несоблюдения законных прав интересов участников дорожного движения, в связи с чем дата врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения г. Тулы в Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы внесено представление№* о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих; об обеспечении соблюдения ГОСТ Р 50597-20.
В ответе на представление Администрация г. Тулы указала, что в настоящее время по <адрес> произведены работы по трейдированию с целью исправления профиля дороги, а так же работы по аварийно-восстановительному ремонту путем отсыпки асфальтовой срезкой локальный повреждений.
Сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Туле с выездом на место дата в 16 час. 48 минут, установлено, что по ул. <адрес> в нарушении требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 работы по устранению дефектов дорожного покрытия (выбоины) (размеры отдельных выбоин составляют по длине -110 см, по глубине -5 см, площади -5,5 м2) проведены не в полном объеме.
дата в отношении Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы, составлен протокол * по обвинению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в виду неисполнения вышеуказанного представления, в полном объеме.
В связи с тем, что дефекты дорожного покрытия устранены не были в полном объеме, Прокурором города Тулы дата в администрацию г.Тулы внесено представление №* об устранении нарушении законодательства о безопасности дорожного движения в части осуществления мер в области дорожной деятельности по <адрес>.
Согласно ответа администрации г.Тулы от дата года №* на представление Прокурора города Тулы следует, что выходом на место дата года было установлено, что на дорожном покрытии по <адрес>, в том числе в районе д. *, имеются вновь образованные дефекты. Работы по ремонту дорожного покрытия по <адрес>, в том числе в районе д. *, запланировано провести в строительный сезон дата года в рамках содержания объектов улично-дорожной сети в муниципальном образовании г.Тула, в срок до дата года.
Однако административным ответчиком не представлено подтверждающих документов, что работы в полном объеме будут выполнены в срок до дата года, в том числе заключенный муниципальный контракт.
Безопасность дорожного движения является одной из приоритетных задач государства и органов местного самоуправления. Непринятие мер по надлежащей организации дорожного движения по указанному адресу делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на вышеуказанном участке, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, иск прокурора г. Тулы подлежит удовлетворению в полном объеме.
При определении срока исполнения обязательств, суд исходя требований разумности, считает необходимым определить его в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора г. Тулы удовлетворить.
Признать бездействие управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы незаконным.
Обязать управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы провести работы по ремонту дорожного покрытия по <адрес> в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Привокзальный районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Михайлова