ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-757/2018 от 05.06.2018 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2018 года

Дело № 2а-757/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2018 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шаклеиной Н.И.,

при секретаре Ктасиной Е.Ю.,

с участием административных истцов: Вандышева В.И., Вандышевой В.Н.,

представителя административных истцов Русакова М.В.,

представителя административного ответчика Манухиной В.Г., предоставившей доверенность Х,

заинтересованного лица Юровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению Вандышева В.И., Вандышевой В.Н. к Администрации Новоуральского городского округа о признании незаконным решение (постановление) Администрации Новоуральского городского округа Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х»,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в Новоуральский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Администрации Новоуральского городского округа (далее по тексту – Администрация НГО) о признании незаконным решение (постановление) Администрации НГО Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х».

В обоснование исковых требований указано, что Х Администрацией НГО было принято решение (постановление) Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х». Речь в нем идет о согласовании Администрацией НГО, как органом, принимающим подобные решения в соответствии с положениями ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройства и перепланировки жилого помещения, принадлежащего заинтересованному лицу на праве собственности. О существовании указанного постановления административным истцам стало известно из ответа Х Администрации НГО Х, направленного в ответ на обращение депутата Думы НГО по Х избирательному округу Х Полагают, что оспариваемое решение противоречить положениям ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как следует из письма Х, Х была проведена внеплановая выездная и документарная проверка, в ходе которой подтвердился факт самовольной (без соответствующего разрешения) перепланировки квартиры Х, ее собственником. В отношении заинтересованного лица был оформлен протокол по ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административный ответчик в нарушение норм ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации вынес оспариваемое решение о согласовании уже проведенной перепланировки, выйдя тем самым за пределы своих полномочий. Самовольная перепланировка по мнению административных истцов, привела к нарушению необходимых технических характеристик межэтажных перекрытий по воздухонепроницаемости. Незаконное согласование Администрацией НГО самовольной перепланировки нарушает права административных истцов на использование своего жилища, ухудшает качество их жизни, создает угрозу их здоровья. На основании изложенного, просят: признать незаконным решение (постановление) Администрации НГО Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х» в связи с его несоответствием положениям п. 3,4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административные истцы и их представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, указав следующее. Постановлением Администрации НГО Х утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Органом, уполномоченным на предоставление от имени Администрации НГО муниципальной услуги, предусмотренной указанным Регламентом, является Х Администрации НГО. Х обратилась с заявлением в Администрацию НГО о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: Х, с приложением документов, предусмотренных административным регламентом. Администрацией НГО по результатам рассмотрения представленных заявителем документов, дано согласие на переустройство и перепланировку жилого помещения по указанному адресу в соответствии с предоставленной проектной документацией Х, а также установлен срок производства ремонтно-строительных работ, утвержденным постановлением Администрации НГО от Х. Постановлением Администрации НГО от Х утверждено Положение и состав приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. На основании акта Х приемочной комиссией о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, выполненные работы по перепланировке и переустройству признаны завершенными, что является основанием для внесения изменений в поэтажные планы и экспликации органами технической инвентаризации. Полномочия Администрации НГО о согласовании перепланировок (переустройств) квартиры и инженерного оборудования, в том числе и уже фактически произведенных, подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации Х, которым утверждены формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и соответствующего решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о перепланировке. У Администрации НГО отсутствовали основания для отказа Х в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, в связи с чем, оспариваемое постановления является законным и обоснованным. Кроме того, на неоднократные обращения административных истцов в различные инстанции по вопросу наличия посторонних запахов в их квартире, проведены проверки специалистами ООО «Х», Администрации НГО, Х, Х, а также депутатом Думы НГО Х. В ходе проведенных проверок наличие посторонних запахов в квартире административных истцов не подтвердилась. Работа вентиляции в квартире административных истцов и заинтересованного лица признана удовлетворительной, соответствующей строительным нормам и правилам. Содержание вредных веществ в воздухе квартиры истцов не превышает предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, условия проживания соответствуют требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нарушений прав и законных интересов административных истцов не установлено.

Заинтересованное лицо Х в судебном заседании пояснила, что купила квартиру Х. Х переехала в квартиру по адресу: Х. В квартире с ней проживает сын и дочь. Квартира была приобретена в перепланированном состоянии. В июне Х года она стала оформлять перепланировку, а административные истцы начали писать в различные инстанции с июня Х года. Прав административных истцов она не нарушает, поэтому просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованные лица ООО «Х», Х в судебное заседание не явились, предоставили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ст. 226 ч. 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, квартира Х расположенная по адресу: Х принадлежат на праве общей долевой собственности: Х доли; несовершеннолетней дочери Х года рождения – Х доли; сыну Х года рождения – Х доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Основанием возникновения право собственности – договор купли-продажи от Х, удостоверенный нотариусом нотариального округа город Новоуральск Свердловской области Х.

Административным истцам на праве собственности принадлежит квартира Х по адресу: Х, которая расположена этажом выше над квартирой Х.

Х Администрация НГО на основании обращения Х о намерении провести переустройство и перепланировку жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, приняла постановление Х «О согласовании переустройству и перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: Х».

В соответствии с положениями статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Частью 2 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В силу части 2.1 указанной статьи заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 4 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Постановлением Администрации НГО Х утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (далее по тексту – Административный регламент).

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (п. 21), соответствующий требованиям части 2 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подразделом 8 Административного регламента установлен запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Пунктом 29 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Постановлением Администрации НГО Х утверждено Положение и состав приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Указанным положением к компетенции комиссии отнесено оформление, выдача и подписание акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерациисамовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Согласно п.п. 1.7.2., 1.7.3. данных Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Из материалов дела следует, что документы, предусмотренные ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом в Администрацию НГО были представлены.

В соответствии с ч. 1 ст.28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В материалах дела имеется Акт Х приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от Х, согласно которому работы по переустройству и перепланировке соответствуют проекту. Выполненные работы по перепланировке и переустройству в жилом помещении по адресу: Х считать завершенными.

Доводы административных ответчиков и их представителя, о том, что решение о сохранении квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии в силу ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации может принять только суд, так как работы по перепланировке выполнены Х до получения согласования органа местного самоуправления, основаны на ошибочном толковании данной нормы.

Частью 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, в частности с ее частью 5, которая устанавливает право суда принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма при условии непринятия судом решения, предусмотренного частью 4 данной статьи.

В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Вместе с тем положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

При этом нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на согласование состоявшегося переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в случае, если последние проведены без нарушения проекта переустройства и перепланировки, что подтверждается актом приемочной комиссии и иными документами.

При вынесении оспариваемого решения орган местного самоуправления действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, порядок вынесения оспариваемого постановления не нарушен.

Доводы административных истцов о том, что в результате произведенных в квартире Х работ ухудшилось техническое состояние принадлежащей им квартиры Х, а именно, появился запах табака, убедительными доказательствами не подтверждены. Напротив, материалами дела подтверждается, что работа системы вентиляции в помещениях квартир Х удовлетворительная (акт Х обследования технического состояния в кв. Х, утвержденный ООО «Х»). Также отсутствие запаха табака подтверждается: Актом проверки органа лицензионного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя Х, проведенной Х; экспертным заключением на соблюдение обязательных требований к условиям проживания (в части качества воздуха) в жилой квартире Х, расположенной в жилом доме Х, проведенным Х.

Административными истцами не представлено доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что оспариваемым решением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения нарушены их права и свободы.

В связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований о признании незаконным постановления Администрации НГО Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х».

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Вандышева В.И., Вандышевой В.Н. к Администрации Новоуральского городского округа о признании незаконным решение (постановление) Администрации Новоуральского городского округа Х «О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Х» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.И. Шаклеина

Согласовано

Судья Н.И. Шаклеина