ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-758/18 от 20.06.2019 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0010-01-2019-000838-20

Дело №2а-758/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст-ца. Выселки 20 июня 2019 года

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кальчевского А.Н.,

при секретаре судебного заседания Черкасовой С.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Выселковского района Узденовой Т.Р.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Выселковский район – Мурадовой О.К.,

представителя заинтересованного лица – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю – Гнеуш Е.В.,

представителя заинтересованного лица – Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Скринник Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Выселковского района, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования Выселковский район о признании действий органа местного самоуправления незаконным, понуждении устранить выявленные нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выселковского района, действуя в интересах Российской Федерации, с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой Выселковского района была проведена проверка доводов обращения координатора межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» о нарушении природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ... по состоянию на 01 июля 2005 года, утвержденного заместителем начальника территориального отдела Роснедвижимости по Выселковскому и Кореновскому районам от 07 июля 2005 года, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., общей площадью 21372500 кв.м., расположенного в границах муниципального образования Выселковский район, входящий в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером ... Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земель водного фонда. В соответствии со ст.102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Таким образом, в результате неправомерных действий администрации муниципального образования Выселковский район нарушены требования земельного и природоохранного законодательства, основы правопорядка Российской Федерации, которые вправе требовать восстановление законности. Просит суд признать незаконными действия администрации муниципального образования Выселковский район, выразившиеся в инициировании внесения в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером ... общей площадью 21 372 500 кв.м., расположенного в границах муниципального образования Выселковский район (постановке на кадастровый учет); обязать Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 21 372 500 кв.м., расположенный в границах муниципального образования Выселковский район.

Представитель административного истца – помощника прокурора Выселковского района Узденова Т.Р. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Указала, что земельный участок поставлен на кадастровый учет именно по инициативе административного ответчика вопреки требованиям действующего законодательства.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Выселковский район – Мурадова О.К. в судебном заседании по существу заявленных исковых требований, указанный в п.1 резолютивной части иска, возражала. Указала, что согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В соответствии с частью 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Как указано в части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. №282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Согласно п.5.1.5 указанного постановления к полномочиям Росводоресурсов относится осуществление мероприятий по охране водоёмов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений; осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству. Таким образом, по настоящему делу интересы Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером ... входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером ..., должен представлять территориальный орган наделенный полномочиями по представлению интересов РФ и наделенный правом распоряжения федеральным имуществом. В части заявленных требований административным истцом о признании действий администрации МО Выселковский район по внесению в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером ... незаконными административный ответчик не согласен по следующим основаниям. Административным истцом сделан вывод о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... администрацией муниципального образования Выселковский район лишь на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ... по состоянию на 01 июля 2005 года, утвержденного заместителем начальника территориального отдела Роснедвижимости по Выселковскому и Кореновскому районам А.П. Венценосцевым от 07 июля 2006 года. В разделе вид права данного перечня в отношении земельного участка с кадастровым номером ... указан вид права государственная собственность и лишь в разделе 7 Полное наименование юридического лица указана Администрация МО Выселковский район. Как следует из раздела 13 данного перечня примечание (основной источник информации) основанием для внесения данных записей в раздел 6 и 7 перечня послужил земельный баланс. Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляли сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Доказательств предоставления именно администрацией МО Выселковский район сведений послуживших основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... административным истцом не представлено.

Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю – Гнеуш Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора. Пояснила, что именно администрацией были предоставлены в орган кадастрового учета перечни ранее учтенных земельных участков, в том числе и спорного, ввиду чего на данный момент он стоит на кадастровом учете, собственник – администрация Выселковского района. Земельный участок стоит на кадастровом учете вопреки действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Скринник Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Полагает, что при наличии имеющихся документов администрация муниципального образования Выселковский район является инициатором постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст.8 Водного кодекса РФ, согласно которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Частью 4 ст.11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса РФ.

Согласно ст.24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Из положений ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ следует, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

В соответствии со ст.102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Согласно рапорта ст. помощника прокурора Выселковского района Рыбка К.Г., а также представленных суду доказательств, следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки доводов обращения координатора межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» о нарушении природоохранного законодательства, было установлено, что на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ... по состоянию на 01 июля 2005 года, утвержденного заместителем начальника территориального отдела Роснедвижимости по Выселковскому и Кореновскому районам от 07 июля 2005 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., общей площадью 21372500 кв.м., расположенного в границах муниципального образования Выселковский район, входящий в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером ....

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земель водного фонда.

В силу приведенных выше норм права на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Таким образом, в результате неправомерных действий администрации муниципального образования Выселковский район, явившейся инициатором постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, нарушены требования земельного и природоохранного законодательства, основы правопорядка Российской Федерации, которые вправе требовать восстановление законности.

Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты в судебном заседании.

Доводы стороны ответчика относительно того, что земельный участок не является муниципальной собственностью муниципального образования Выселковский район и полномочия в отношении земель водного фонда предоставлены только Росводресурсы, то есть о том, что муниципальное образование ненадлежащий ответчик, суд находит несостоятельными, ввиду того, что согласно вышеуказанного перечня ранее учтенных земельных участков именно администрация являлась инициатором его постановки на государственный кадастровый учет.

С учетом изложенного у суда имеется достаточно оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.177, 179-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Выселковского района, действующего в интересах Российской Федерации, – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Выселковский район, выразившиеся в инициировании внесения в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером ..., общей площадью 21 372 500 кв.м., расположенного в границах муниципального образования Выселковский район (постановке на кадастровый учет).

Обязать Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью 21 372 500 кв.м., расположенный в границах муниципального образования Выселковский район.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Выселковского районного суда А.Н. Кальчевский