ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-758/2018 от 21.02.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-758/2018 по административному исковому заявлению ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального закона об образовании, о признании незаконным протеста на Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году»,

УСТАНОВИЛ:

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» обратилось в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре с требованиями признать незаконным представление заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г. об устранении нарушений федерального закона об образовании; признать незаконным протест заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г на Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017г. №149; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы на оплату государственной пошлины.

В обоснование административного искового заявления указал, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой рассмотрено заявление гр. Д.Ж. на действия должностных лиц ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», принявших Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017г. . По итогам проведенной проверки заместителем Восточно-Сибирского транспортного прокурора страшим советником юстиции Н.М. было внесено Представление от 27.11.2017г. об устранении нарушений федерального закона об образовании и принесен Протест от 27.11.2017г на Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017г. . В ходе проверки Административный ответчик пришел к выводу о том, что Положение содержит требования к кандидатуре ректора, противоречащие закону. Административный ответчик полагает, что включение Административным истцом в Положение таких требований, как наличие ученой степени доктора наук и ученого звания профессора приводит к дискриминации и нарушению принципов трудового законодательства, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Административный истец не согласен с данными выводами Административного ответчика, а оспариваемые Протест и Представление считает незаконными ввиду следующего. Административный истец полагает, что опротестованное заместителем Восточно-Сибирского транспортного прокурора Положение не противоречит Закону об образовании, поскольку к кандидатам на должность руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования применяются квалификационные требования, изложенные в разделе II Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн. Указанные требования сформулированы следующим образом: «Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджемента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет». В п. 1.2. Положения Административным истцом приняты следующие требования к квалификации кандидатов на должность ректора: «Ректор избирается из числа лиц, допущенных к педагогической деятельности, имеющих ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет». Аналогичные требования содержатся в 6.11 Устава ФГБОУ ВО ИрГУПС, утв. Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 02.12.2015г. . Административный ответчик полагает, что включение административным истцом в Положение таких требований, как наличие ученой степени доктора наук и ученого звания профессора приводит к дискриминации и нарушению принципов трудового законодательства, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Административный истец не согласен с данными выводами административного ответчика, ввиду следующего. Опротестованное заместителем Восточно-Сибирского транспортного прокурора Положение не противоречит Закону об образовании. Как указано в письме Рособразования от 21.09.2006г. «О процедуре избрания ректоров ВУЗов» ученый совет вуза разрабатывает и принимает своим решением положение о процедуре избрания ректора, включая требования к кандидатам на должность ректора, не противоречащие действующим нормативным и правовым актам Российской Федерации. Устав и Положение Административного истца конкретизируют требования к кандидатам на должность ректора университета. Изменения в Устав, содержащие действующую формулировку требований приняты на Конференции работников и учащихся ФГБОУ ВО ИрГУПС, состоявшейся 22.12.2016г., и утверждены учредителем административного истца - Федеральным агентством железнодорожного транспорта 19.04.2017г. В соответствии с Уставом было принято Положение. Квалификационные характеристики, закрепленные в квалификационных справочниках, являются общими начальными требованиями к кандидатам на должность ректора и служат основой для дальнейшего закрепления требований в локальном акте с учетом специфики работы в конкретной образовательной организации. Так, в разделе II Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, содержатся следующие квалификационные требования к кандидатам на должность руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: «Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет». В то же время, данные требования установлены для руководителей образовательных организаций разного уровня, как-то: руководитель (директор) института, филиала, института дополнительного профессионального образования, ректор образовательной организации. В положении такие требования Единого квалификационного справочника, как наличие ученой степени и ученого звания конкретизированы и изложены в следующей формулировке: «...имеющих ученую степень доктора наук ученое звание профессора». Степень доктора наук - это ученая степень, профессор - это ученое звание. Очевидно, что в зависимости от уровня образовательной организации к руководителю необходимо предъявлять соответствующие требования, и чем выше уровень организации и сложнее процесс управления ей, тем конкретнее требования к деловым качествам кандидатов на соответствующие должности. Таким образом, ни Устав, ни Положение Административного истца не содержат положения, противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации. Предъявление к кандидатам на должность ректора ФГБОУ ВО ИрГУПС таких требовании, как наличие ученой степени доктора наук и ученого звания профессора не влечет дискриминацию в сфере труда. Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», административный истец указывает, что очевидно, что в зависимости от уровня образовательной организации к руководителю необходимо предъявлять соответствующие требования, и чем выше уровень организации и сложнее процесс управления ей, тем выше требования к деловым качествам кандидатов на соответствующие должности. Понятие «квалификационные требования» входит в объем понятия «деловые качества». Административный истец, предусматривая такие требования к кандидатам на должность ректора, как наличие ученой степени доктора наук и ученого звания профессора, действовал исключительно в рамках Закона образовании и в пределах, допускаемых для работодателей высшей судебной инстанцией Российской Федерации. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административный истец считает необоснованными и незаконными Представление заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г. об устранении нарушений федерального закона об образовании и Протест заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г на Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017г. .

В судебном заседании представитель административного истца ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Другова Ю.В. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика помощник прокурора Ермакова Н.П. заявленные требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 ФЗ «О прокуратуре РФ» подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о прокуратуре РФ) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 2 статьи 23 Закона о прокуратуре РФ).

Как следует из материалов дела, в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Д.Ж. о несоответствии требованиям закона Положения «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВОИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017 №149, Устава ФГБОУ ВО ИрГУПС от 02.12.2015 № 541.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в вышеуказанных актах содержатся требования к кандидатуре ректора в части наличия ученой степени доктора наук, ученого звания профессора, противоречащие положениям закона.

По фактам выявленных нарушений в ФГБОУ ВО ИрГУПС принесен протест прокурора от 27.11.2017г., в котором указано, что в п. 1.2 Положения закреплено, что ректор избирается из числа лиц, допущенных к педагогической деятельности, имеющих ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, дополнительное образование в соответствии с законодательством, обладающих стажем научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет. По результатам проведенной проверки установлено, что п.1.2. Положения является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются, в том числе, равенство прав и возможностей работников; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (п. 3 ст. 26 Закона). Частью 2 ст. 51 Закона установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - Единый квалификационный справочник). В разделе II Единого квалификационного справочника закреплены требования к квалификации руководителя (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а именно: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет. В нарушение указанных положений закона в ФГБОУ ВО ИрГУПС, принято Положение, которым предусмотрены требования к кандидатуре ректора, противоречащие положениям закона, с требованием привести в соответствие с нормами закона п. 1.2 Положения «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВО ИРГУПС в 2017 году» от 23.10.2017 №149. По фактам несоответствия положениям закона п.6.11 Устава ФГБОУ ВО ИрГУПС внесено представление с требованиями принять меры по его приведению в соответствие с нормами закона.

Из представления прокурора от 27.11.2017г., направленного в адрес ректора ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», следует, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой рассмотрено заявление Д.Ж. на действия должностных лиц ФГБОУ ВО ИрГУПС, принявших Положение «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017 № 149 (далее - Положение), противоречащее закону. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются, в том числе, равенство прав и возможностей работников; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (п. 3 ст. 26 Закона). Частью 2 ст. 51 Закона установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - Единый квалификационный справочник). В разделе II Единого квалификационного справочника закреплены требования к квалификации руководителя (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а именно: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет. Установлено, что в соответствии с п. 1.2 Положения ректор избирается из числа лиц, допущенных к педагогической деятельности, имеющих ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, дополнительное образование в соответствии с законодательством, обладающих стажем научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет. Таким образом, в ФГБОУ ВО ИрГУПС, принято Положение, которым предусмотрены требования к кандидатуре ректора, противоречащие положениям закона. Аналогичные требования, противоречащие закону, к кандидатуре ректора установлены в п. 6.11 Устава ФГБОУ ВО ИрГУПС, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 02.12.2015 № 541 (в редакции от 19.04.2017 № 131). Выявленные нарушения закона стали возможными в виду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными сотрудниками Университета, ослабления надлежащего контроля за подчиненными должностными лицами со стороны руководства ФГБОУ ВПО ИрГУПС. Прокурором предписано привести в соответствие с требованиями закона Положение «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВО ИРГУПС в 2017 году» от 23.10.2017 № 149, принять меры по приведению в соответствие с требованиями закона п.6.11 Устава ФГБОУ ВО ИрГУПС, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 02.12.2015 №541 (в редакции от 19.04.2017 № 131), решить вопрос об ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

О результатах рассмотрения заявления Д.Ж. направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГж-2017.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» сообщило о своем несогласии с протестом от 27.11.2017г. и представило возражения на представление прокурора от 27.11.2017г.

Рассматривая требования административного истца, суд учитывает следующее.

Статья 37 Конституции Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особых условий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (часть 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится и педагогический совет, а также могут формироваться управляющий совет, и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Частью 2 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - Единый квалификационный справочник).

В разделе II Единого квалификационного справочника закреплены требования к квалификации руководителя (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а именно: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Перечень требований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно п. 6.11 Устава ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 02.12.2015 № 541 (в редакции от 19.04.2017 №131), ректор избирается из числа лиц, допущенных к педагогической деятельности, имеющих ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

В соответствии с п. 1.2 Положения «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВО ИРГУПС в 2017 году», принятого 23.10.2017 решением Ученого совета и утвержденного приказом ректора от 23.10.2017 № 149, ректор избирается из числа лиц, допущенных к педагогической деятельности, имеющих ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, дополнительное образование в соответствии с законодательством, обладающих стажем научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).

Кроме того, при заключении трудового договора в соответствии со ст. 64 ТК РФ не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и установленных прямых или косвенных преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Таким образом, в отличие от требований Единого квалификационного справочника к квалификации руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, где указано о том, что достаточно наличия ученой степени и ученого звания, в пункте 6.11 Устава ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» и в пункте 1.2 Положения «О процедуре проведения выборов ректора ФГБОУ ВО ИРГУПС в 2017 году», принятого 23.10.2017г., требования к квалификации руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования конкретизированы: ученая степень – доктор наук, ученое звание – профессор, что свидетельствует о несоответствии локальных нормативных актов образовательного учреждения требованиям законодательства об образовании и данные квалификационные требования, по мнению суда, значительно сужают круг возможных кандидатов на должность руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании, указанные в актах прокурорского реагирования – протесте и представлении, законны.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административный истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре РФ», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Следовательно, положения статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», наделяющие прокурора (его заместителя) правом вносить подлежащее безотлагательному рассмотрению представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том, что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Учитывая то обстоятельство, что акты прокурорского реагирования (протест и представление) оспорены ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» в судебном порядке, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца принятыми прокурором актами, суд не усматривает.

Кроме того, суд учитывает, что образовательное учреждение не лишено права при выборе из числа кандидатов претендующих на должность руководителя образовательного учреждения учитывать у кандидатов наличие ученой степени – доктора наук и ученого звания – профессор.

Протест и представление Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г. основаны на нормах права, вынесены в рамках предоставленных данному государственному органу полномочий, соблюден порядок их принятия, в связи с чем, совокупности обстоятельств, для признания обжалуемого отказа незаконным нет.

При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.

Доводы административного истца о том, что Д.Ж. обладал всеми необходимыми требованиями для участия в выборах правового значения не имеют, поскольку предметом прокурорской проверки нарушенные права Д.Ж. не являлись, оспариваемые решения прокурора в защиту прав Д.Ж. не принимались. Предметом требований настоящего административного иска защита прав Д.Ж. также не является.

Довод представителя административного истца о том, что квалификационные требования предполагают наличие ученой степени или ученого звания, а не наличие ученой степени и ученого звания противоречат требованиям к квалификации, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей.

Ссылка административного истца на письмо Рособразования от 21.09.2006г. № 18-02-10/08 «О процедуре избрания ректоров ВУЗов» в части того, что ученый совет вуза разрабатывает и принимает своим решением положение о процедуре избрания ректора, включая требования к кандидатам на должность ректора не состоятельна, поскольку данный документ не позволяет административному истцу принимать положения противоречащие действующим нормативным и правовым актам Российской Федерации, не является нормативно-правовым документом.

Учитывая, что оспариваемые протест и представление приняты административным ответчиком 27.11.2017г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 28.12.2017г. посредством почты, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте, суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре о признании незаконным представления заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г. об устранении нарушений федерального закона об образовании; признании незаконным протеста заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27.11.2017г на Положение «О процедуре проведения выборов ФГБОУ ВО ИрГУПС в 2017 году» от 23.10.2017г. ; взыскании в пользу административного истца расходов на оплату государственной пошлины – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 26.02.2018г. Н.Н. Исакова