ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-758/2022 от 17.02.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-758/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

с участием представителя административного ответчика УМВД России по Оренбургской области Лясота Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малаева Саймурота Акмирзоевича к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), Управлению по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области о признании незаконным решения о депортации иностранного гражданина, признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Малаев С.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 21.04.2021 года в отношении него вынесено распоряжение ФСИН России № 3082-РН о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего особождению из мест лишения свободы.

На основании указанного распоряжения 19.08.2021 года старшим инспектором ОИК УВМ УМВД России по Оренбургской области принято решение о депортации гражданина республики Таджикистан Малаева С.А.

Административный истец с данными актами не согласен, поскольку на территории России проживает с 1985 года. С 1985 по 1987 год проходил военную службу в п. Первомайский Оренбургского района. В 1987 году вступил в брак и проживал с супругой на территории России, дети рождены также на территории России, имеют гражданство Российской Федерации. В настоящее время является лицом без гражданства в связи с утратой паспорта, гражданство не получено из-за судимости. В решении неверно указано, что он прибыл в Российскую Федерацию в 2020 году и в настоящее время пребывает по адресу: <адрес>. В период с 2012 по 2020 год работал жиловщиком в ООО «СГЦ «Вишневский», расположенном по адресу: <адрес>. При этом, гражданином республики Таджикистан он не является, практически всю жизнь прожил в п. Первомайский.

Кроме того, указал, что распоряжение ФСИН России № 3082-РН от 21.04.2021 года получено им в ФКУ ИК-4, возможности своевременно обжаловать его не имелось, в связи с недостаточными юридическими познаниями. Решение о депортации получено им 2 месяца назад, полагает, что срок для обжалования не пропущен.

Просит восстановить срок на обжалование решения УМВД России по Оренбургской области от 19.08.2021 года в случае, если суд сочтет, что данный срок пропущен; восстановить срок на обжалование распоряжения ФСИН России № 3082-РН от 21.04.2021 года; признать решение УМВД России по Оренбургской области от 19.08.2021 года, распоряжение ФСИН России № 3082-РН от 21.04.2021 года незаконными и отменить их.

Определением суда от 17.02.2022 года административный иск в отношении ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области оставлен без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 196 КАС РФ.

Административный истец Малаев С.А., представители административных ответчиков ФСИН России, Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика УМВД России по Оренбургской области Лясота Ю.Ю., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании просил административный иск в отношении УМВД России по Оренбургской области оставить без рассмотрения, поскольку имеется решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28.01.2022 года об отказе Малаеву С.А. в удовлетворении требований.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика Лясота Ю.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Понятие «депортация» определено положениями статьи 2 указанного закона, как принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Так, согласно ч. 11 ст.31 Ф3-115 от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Ф3№ 114) может быть принято в том числе в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 утверждено положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения в случае выявления предусмотренных Ф3№114 обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В целях реализации положений статьи 25.10 ФЗ №114 и во исполнение пункта 3 Положения, приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 года № 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (далее - Инструкция).

Инструкция определяет порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

Пунктом 2 Инструкции определено, что Министерство юстиции Российской Федерации в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Из материалов дела следует, что приговором Оренбургского районного суда Оренбургской области от 10.07.2020 года Малаев С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264, ч.2 ст.228 УК РФ к 1 году 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Распоряжением Федеральной службы исполнения наказания Министерства Юстиции Российской Федерации от 21.04.2021 года № 3082-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Малаева С.А. признано нежелательным.

При этом, согласно п. 12 ст. 31 N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина в данном случае, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Административный истец подлежит освобождению из мест лишения свободы (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области) по отбытию наказания 09.02.2022 года.

УМВД России по Оренбургской области 20.08.2021 года на основании п.5 ст.31 ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решено депортировать гражданина Республики Таджикистан Малаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за пределы Российской Федерации.

По сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области Малаев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец п. <данные изъяты> имел регистрацию по месту пребывания до 16.04.2018 года по адресу: <адрес> как лицо без гражданства.

По учетам базы данных «Гражданство» ФМС России Малаев С.А. в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, не значится. Сведения о документировании паспортом гражданина Российской Федерации Малаевым С.А. в автоматизированной системе «Российский паспорт» отсутствуют.

По учетам базы АС ЦБДУИГ Малаев С.А. значится как лицо без гражданства.

Дополнительным решением УМВД России по Оренбургской области от 24.12.2021 года в решении о депортации от 20.08.2021 года, принятом УМВД России по Оренбургской области в отношении Малаева С.А., слова «гражданин Республики Таджикистан» заменено словами «лицо без гражданства».

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что права Малаева С.А. оспариваемым решением не нарушены, а сам факт его принятия является безусловным исполнением требований действующего законодательства со стороны государственных органов и адекватной мерой государственного реагирования.

Довод административного истца о нарушении его прав решением о депортации, является необоснованным, нашел отражение в решении Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28.01.2022 года.

Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 15.12.1966 г. и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Статьей 8 названной Конвенции допускается вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24.04.1996 г. «Бугханеми против Франции»).

Вместе с тем, как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2014 № 628-0, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики.

Из административного иска следует, дети истца достигли совершеннолетия и проживают от него отдельно.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что права Малаева С.А. оспариваемым решением не нарушены, а сам факт его принятия является безусловным исполнением требований действующего законодательства со стороны государственных органов и адекватной мерой государственного реагирования.

Поскольку решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28.01.2022 года решение о депортации от 20.08.2021 года признано законным, оснований для признания распоряжение ФСИН России № 3082-РН от 21.04.2021 года в отношении административного истца о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы незаконным и его отмене, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Малаева Саймурота Акмирзоевича к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), Управлению по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области о признании незаконным решения о депортации иностранного гражданина, признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2022 года.

Судья: Е.Н. Ерш