Дело № 2а-759/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 04 сентября 2020 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Крот Т.В.
При секретаре Колясниковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» о признании бездействия незаконным и обязании привести Устав поселения в соответствие с действующим законодательством
У С Т А Н О В И Л :
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» (далее также – Совет депутатов) о признании бездействия незаконным и обязании привести Устав поселения в соответствие с действующим законодательством указав в обоснование заявленных требований, что в Уставе поселения отсутствуют положения, предусмотренные п.5 ст.65 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон № 131-ФЗ) и ч.3 ст.2 Федерального закона от 02.08.2019 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее также – Закон № 313-ФЗ). Кроме этого, ч.2 ст.24 Устава поселения противоречит ч.7.3-1 ст.40 Закона № 131-ФЗ и ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.07.2019 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее также – Закон № 228-ФЗ), в Уставе поселения отсутствуют положения, предусмотренные ч.7.3-2 ст.40 Закона № 131-ФЗ и ч.4 ст.1 Закона № 228-ФЗ. 07.10.2019 года прокурором административному ответчику направлено информационное письмо о необходимости приведения Устава поселения в соответствие с действующим законодательством, 12.02.2020 года принесен протест на Устав, который Советом депутатов признан не подлежащим удовлетворению. По состоянию на 17.07.2020 года проекты решений о внесении изменений в Устав ответчиком не приняты, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика. На основании изложенного прокурор просил признать бездействие Совета депутатов по не приведению Устава поселения в соответствие с действующим законодательством незаконным и обязать привести Устав в соответствии с Законами № 313-ФЗ и № 228-ФЗ.
В возражениях на иск представитель административного ответчика М указал, что в Устав поселения изменения в соответствии с Законами № 313-ФЗ и № 228-ФЗ не вносились, в ч.2 ст.24 Устава поселения невозможно включить ответственность к члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, поскольку ст.24 Устава предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутата и данная статья не имеет отношения к иным лицам органа местного самоуправления. Требования протеста прокурора не исполнены по тем же основаниям. Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» разработан Порядок принятия решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в ч.7.3-1 Закона № 131-ФЗ, который в настоящее время находится на доработке. В связи с отсутствие со стороны Совета депутатов бездействия М в этой части в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о времени и месте его проведения был извещен судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не представил доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просил, его явка обязательной судом не признавалась, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Учитывая изложенное, а также мнение прокурора, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
В судебном заседании прокурор Крот Т.К. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив заявленные требования и возражения административного ответчика относительно них, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
На основании ч.4 ст.7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.07.2019 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" статья 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 7.3-1 следующего содержания: "7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.", а также дополнена частью 7.3-2 следующего содержания: "7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.".
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 26.07.2019 года.
В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
На основании п.8 ч.1 ст.44 Закона № 131-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
При рассмотрении дела установлено, что Устав городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» (статья 24) противоречит положениям частей 7.3-1 и 7.3-2 ст.40 Закона № 131-ФЗ, поскольку в указанной статье Устава отсутствует указание о применении к депутату мер ответственности и порядок применения к депутату таких мер.
Федеральным законом от 02.08.2019 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" статья 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции: «В случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Цели и условия предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия."
Федеральным законом от 02.08.2019 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" в статья 65 Федерального закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 5 следующего содержания: "5. Бюджетам муниципальных образований из бюджетов других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Данный закон вступил в законную силу 13.08.2019 года.
В силу п.1 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
На основании п.9 ч.1 ст.44 этого же Закона, уставом муниципального образования должен определяться порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 49 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» доходы бюджета поселения формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами городского поселения, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления городского поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств городского поселения осуществляется за счет средств бюджета городского поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие в Уставе поселения положения о возможности предоставлению бюджету поселения субсидий из бюджетов других муниципальных образований противоречит бюджетному законодательству.
Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев (ч.9 ст.44 Закона № 131-ФЗ).
В силу п.1 ч.10. ст.35 Закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
На день рассмотрения дела с момента вступления в силу Закона № 313-ФЗ и Закона № 228-ФЗ прошло более года, однако Советом депутатов соответствующие изменения в Устав поселения до настоящего времени не внесены, в связи с чем такое бездействие административного ответчика следует признать незаконным с возложением на него обязанности привести Устав поселения в соответствие с ч.5 ст.65 Закона № 131-ФЗ, введенной Законом № 313-ФЗ и в соответствие с ч.ч.7.3-1 и 7.3-2 ст.40 Закона № 131-ФЗ, введенными Законом № 228-ФЗ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 177, 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», выразившееся в не приведении Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений".
Обязать Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» привести Устав городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» в соответствие с частью 5 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введенной Федеральным законом от 02.08.2019 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" и в соответствие с частями 7.3-1 и 7.3-2 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Об исполнении решения суда Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» необходимо сообщить Советско-Гаванскому городскому прокурору и в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 04.09.2020 года.
Судья подпись К.П. Бугаёв
Копия верна: судья К.П. Бугаёв