ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/18 от 13.08.2018 Южно-сахалинского гарнизонного военного суда (Сахалинская область)

Дело №2а-75 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2018 г. г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Щербакова И.Н., при секретаре Федотовой М.М., с участием административного истца Березневой М.С., ее представителя Пешкова Е.В., представителя административных ответчиков Цариковской О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей <данные изъяты><данные изъяты> Березневой М.С. об оспаривании решения жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Березнева просила признать незаконным оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать данную комиссию восстановить ее на названном учете.

В обоснование требований Березнева в иске и судебном заседании указала, что в составе семьи супруга военнослужащего была обеспечена с 21 июня 1994 г. служебным жилым помещением Минобороны РФ в <данные изъяты>. Брак она расторгла ДД.ММ.ГГГГ, и муж по решению суда разделил лицевые счета квартиры (стал проживать в комнате площадью 9,8 кв.м, а она с дочерью в комнате 17,5 кв.м). С дочерью она выехала из квартиры в 2011 г., а с регистрационного учета снялись 3 сентября 2013 г. и больше отношения к этому жилью не имели. Об этом она уведомляла жилищные органы Минобороны РФ, но подтвердить этот факт не может, за получением документов о сдаче жилья не обращалась. В январе-феврале 2018 г. при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в <данные изъяты>, ей стало известно о приватизации этого жилья бывшим супругом в свою собственность по решению суда. Оспаривать это она не стала, т.к. на жилищный учет ее поставили, а поэтому полагала, что это не нарушает ее права. Истец считает, что при таких обстоятельствах она имеет право на получение жилья от государства.

Представитель истца Пешков также заявил, что в случае учета за Березневой части оставленного бывшему супругу жилого помещения, она все равно обеспечена ниже учетной нормы (13,98 кв.м).

Председатель жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области и начальник названного Отдела в суд не прибыли, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, а их представитель Цариковская с исковыми требованиями Березневой не согласилась, поскольку она от государства была обеспечена жильем по установленной норме, которым в период прохождения военной службы распорядилась по своему усмотрению. После выявления данных обстоятельств истца сняли с жилищного учета.

Выслушав мнения сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает иск Березневой не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что административный истец была обеспечена с 21 июня 1994 г. служебным жилым помещением Минобороны РФ по адресу: <адрес>, общей площадью 43 кв.м. в составе члена семьи мужа военнослужащего. Она проходила военную службу по контракту в <данные изъяты> с 15 августа 1994 г. по 23 августа 2001 г. в войсковой части МО РФ, с 8 декабря 2008 г. по 15 ноября 2017 г. в войсковой части МВД РФ, а затем, до увольнения с военной службы 11 июля 2018 г., в распоряжении начальника <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Березнева расторгла брак, а решением Анивского районного суда от 17 сентября 2001 г. бывший муж разделил лицевые счета указанной квартиры, выделив себе комнату площадью 9,8 кв.м, а на Березневу с дочерью стало приходиться по 13,98 кв.м общей площади на каждую. 3 сентября 2013 г. Березнева с дочерью снялись с регистрационного учета по этой квартире, т.к. 1 апреля 2011 г. им было предоставлено войсковой частью <данные изъяты> служебное жилье в г. Южно-Сахалинске, где они фактически проживали. 4 июня 2015 г. бывший супруг Березнев приобрел право собственности на квартиру по <адрес> общей площадью 43 кв.м. по решению Анивского районного суда от 30 марта 2015 г. Решениями жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области от 28 февраля и 9 июля 2018 г. Березнева, соответственно, поставлена учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и снята с этого учета на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, выпиской из ее послужного списка, выписками из протоколов жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области от 28 февраля и 9 июля 2018 г., копиями решений Анивского районного суда от 17 сентября 2001 г. и 30 марта 2015 г., свидетельством о госрегистрации права Б. от 4 июня 2015 г. на квартиру по адресу: <адрес>, копией ордера на эту квартиру от 21 июня 1994 г., договором найма служебной квартиры истцом от 1 апреля 2011 г., справками МКУ «Центр жилищных отношений» от 23 января 2018 г. и начальника территориального отделения (заселения) г. Южно-Сахалинск ГКУ Востокрегионжилье МО РФ об обеспечении Березневой после раздела лицевых счетов указанной квартиры общей жилой площадью в размере 27,96 кв.м., копиями решений Анивского районного суда от 17 сентября 2001 г. и 30 марта 2015 г.

Согласно последнему решению суда, в связи с передачей на основании приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в собственность муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской обл., она утратила статус служебной.

Достоверность приведенных данных истец подтвердил в судебном заседании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обеспечении Березневой по линии МО РФ общей жилой площадью в размере 13,98 кв.м (исходя из наличия права с дочерью на 27,96 кв.м общей жилой площади) в <адрес>. При этом данная квартира на момент снятия истца с регистрационного учета по этому жилью утратила служебный статус, а доказательства о сдаче Березневой своей части жилья жилищным органам для ее последующего распределения на основании п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, ей не представлены.

При этом заявление Березневой об обращении в жилищный орган по вопросу сдачи жилья в 2013 г. ничем не подтверждены и противоречит приведенным доказательствам, а поэтому суд считает установленным, что полученное от государства жилье в размере общей жилой площадью 13,98 кв.м Березнева оставила бывшему члену семьи, после чего поставила вопрос о повторном обеспечении ее жильем от федерального органа власти.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства они обязаны представить документы о сдаче жилых помещений федеральному органу власти, в которых предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.

Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.

Также законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, предусматривающих повторное обеспечение военнослужащего сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем в качестве военнослужащего.

Согласно изложенного в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного суда от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Положениями частей 1 и ч. 2 ст.51 ЖК РФ определено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся у них в наличии.

Поскольку Березнева не выполнила условия по сдаче полученного от государства жилья, то, исходя из изложенных правовых позиций, при принятии ее на учет нуждающихся для обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма жилищная комиссия обязана была учесть ранее предоставленное ей жилье общей жилой площадью 13,98 кв.м.

Согласно постановлению мэра г.Южно-Сахалинска от 3 июля 2006 года №1215 установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 14 кв.м на человека.

Изложенное свидетельствует об отсутствии законных оснований для принятия истца на жилищный учет, а поэтому решение о снятии ее с этого учета полностью соответствует п. 6 ст. 56 ЖК РФ, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении ее требований.

Что касается заявления представителя истца о недостаче 2 кв. см числящейся за Березневой жилой площади до установленной в г. Южно-Сахалинске учетной нормы, то оно основано на неверном ее толковании, поскольку данная норма определяется не в метровом исчислении.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Березневой М.С. об оспаривании решения жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Сахалинской области о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию Дальневосточного окружного военного суда через Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд.

Решение вынесено в окончательной форме 15 августа 2018 г.

Председательствующий: И.Н. Щербаков