Дело № 2а-75/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 марта 2019 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
с участием помощников прокурора
Ульяновского района Ульяновской области Н.С. Матвеева,
ФИО1,
при секретаре Л.И. Шебонкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию на учет здания общественного туалета, признании здания общественного туалета бесхозяйным недвижимым имуществом и обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества здания общественного туалета
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию на учет здания общественного туалета, признании здания общественного туалета бесхозяйным недвижимым имуществом и обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества здания общественного туалета, указав в обоснование иска, что прокуратурой Ульяновского района проведена проверка соблюдения МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области требований законодательства в сфере постановки на учет бесхозяйного имущества. Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства, требующие обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц. Так, возле дома № ************** по ул. *** находится общественный туалет. Установлено, что данный общественный туалет предназначен для удовлетворения потребностей жителей неканализируемых многоквартирных домов. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Данные положения Гражданского кодекса РФ относятся ко всем строениям, которые являются объектами недвижимого имущества. В соответствии с п. 10 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Раздел 2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» устанавливает правила сбора жидких отходов, согласно которых для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Вместе с тем, данный общественный туалет на балансе администрации МО «Ульяновский район» не состоит. Соответственно, за указанным общественным туалетом никто не следит, уход за ними не обеспечивается, входная группа отсутствует, чем нарушаются права жителей неканализированных многоквартирных домов, расположенных вблизи с данным туалетом. В августе 2017 года прокуратурой Ульяновского района выявлялись аналогичные нарушения, в связи с чем прокуратурой района 18.08.2017 в адрес главы Администрации МО «Ульяновский район» вносилось представление об устранении нарушений закона, однако фактически нарушения не устранены до настоящего времени. Право собственности на указанный общественный туалет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ульяновской области в качестве недвижимого имущества до настоящего времени не зарегистрировано, то есть фактически общественный туалет является бесхозяйным. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ № 931) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях- органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению является МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Устава МО «Ульяновский район» Ульяновской области администрация муниципального образования «Ульяновский район» осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Ульяновский район», в соответствии с действующим законодательством. Таким образом администрация МО «Ульяновский район» обязана принять в собственность и включить в реестр муниципальной собственности общественный туалет, расположенный возле д. ************** по ул. ***. Согласно ст.39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Количество граждан, проживающих на территории р.***, пользующимися общественными баней и туалетом, постоянно изменяется в виду естественных факторов (прибытие или убытие), демографических изменений (рождение и смерти), в связи с чем является неопределенным. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ульяновский район» по принятию на учет здания общественного туалета возле д. ************** по ул. ***; признать здание общественного туалета возле д. ************** по ул. *** бесхозяйным недвижимым имуществом; обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области в срок до 01.04.2019 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество здание общественного туалета возе д. ************** по ул. ***.
Помощники прокурора Ульяновского района Ульяновской области Матеев Н.С., ФИО1 в судебном заседании поддержали исковые требования, в обоснование привели доводы, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В административном исковом заявлении содержатся требования в отношении общественного туалета. При этом в отношении туалета используются следующие понятия: «недвижимое имущество здание общественного туалета». В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Согласно ст. ст. 130, 131 ГК РФ, определяющими критериями являются: прочная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; создание объекта на земле, специально отведенной для этого, в порядке, предусмотренном законодательством; необходимость получения всех необходимых разрешений на создание, строительство объекта без существенных нарушений градостроительных норм и правил. Под временным объектом понимается все, что не относится к объектам недвижимости. Таким образом, к временным сооружениям относятся сооружения, перемещение которых возможно без ущерба их назначению. Здание - результат строительства, представляющий собой объёмную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Здание относится к объектам капитального строительства. В соответствии с ч. 10.2 ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Спорный объект представляет монолитный блок, который при необходимости возможно легко перемещать и использовать в другом качестве (не в качестве туалета). Спорный объект (туалет) по своим физическим характеристикам не является недвижимостью, не относится к зданиям. Спорный объект (туалет) является некапитальным строением, временным объектом. Временность объекта не предполагает прочную связь с земельным участком. Данный объект легко можно переместить на другое место - другой земельный участок, без несоразмерного причинения ущерба его назначению. Поэтому некапитальное строение - туалет не является объектом недвижимого имущества и право собственности на него не подлежит государственной регистрации. На этом основании в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме. Помимо этого пояснила, что в настоящее время проводится работа по выяснению необходимости дальнейшего сохранения данного туалета, поскольку в результате частичного обхода жителей жилого дома по адресу: р.*** близлежащих жилых домов, выяснилось, что данным туалетом никто фактически не пользуется. Несмотря на то, что жилые дома являются неканализируемыми, жильцы имеют свои туалеты. Если в результате данной работы будет выявлено, что туалет никому не нужен, то будет принято решение о его сносе.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из анализа данной нормы следует, что принятие бесхозяйной вещи на учет осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию права, только в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (ч.1). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (ч. 2).
Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 10.2 ст. 1 ГрК предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Общим критерием отнесения объектов к капитальным объектам является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
Таким образом, возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы, является отличительной чертой некапитальных объектов.
Также отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Доказательства невозможности перемещения сооружения общественного туалета без нанесения несоразмерного ущерба его назначению, в материалы дела не представлены.
Помимо этого, содержание ч. 1 ст. 130 ГК РФ позволяет сделать вывод, что сооружения можно рассматривать в качестве недвижимой вещи только, если границы такого сооружения описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1).В техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости… (ч. 2).
Прокурором Ульяновского района Ульяновской области поставлен вопрос о признании бесхозяйным недвижимым имуществом здания общественного туалета возле дома № ************** по ул. ***.
Доказательством фактического существования объекта служат его фотографии.
Документов о возведении сооружения, представляющего собой общественный туалет, не имеется, какая-либо разрешительная документация на него отсутствует, доказательств соблюдения градостроительных норм и правил при его создании, не имеется. Земельный участок, на котором расположен данный объект, не индивидуализирован.
Таким образом, допустимые и достаточные сведения о введении в гражданский оборот данного сооружения в качестве объекта недвижимости отсутствуют.
Помимо этого, доказательств тому, что данное сооружение является недвижимостью, также не представлено.
Из ответа Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на запрос суда следует, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 года № 25/557-П Министерство не наделено полномочиями по определению принадлежности объектов к недвижимому имуществу, установленных ст. 130 ГК РФ. В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Из ответа АО «Корпорация-БТИ» на запрос суда сообщило, что представить информацию о принадлежности здания общественного туалета к недвижимому имуществу не представляется возможным. Выдача технического заключения возможна на заявительной основе за плату.
Из ответа на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на запрос суда следует, что вопрос отнесения конкретных сооружений к объектам недвижимости находится за пределами компетенции Управления, определенной Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 года № П/0263, однако по мнению Управления, подтверждением того, является ли указанное имущество объектом недвижимости или нет, может послужить заключение лицензированной организации (например, ОГУП БТИ), которая в рамках своих полномочий сможет провести анализ технических характеристик объекта и его функционального назначения. В случае, если в результате проведенного исследования будет установлено, что общественный туалет обладает признаками объекта недвижимости, установленными ст. 130 ГК РФ, может быть осуществлена постановка на учет бесхозяйного имущества.
Сооружение общественного туалета как объекта не описано в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке, государственный кадастровый учет данного объекта не осуществлялся, необходимые для этого документы (технический план или акт обследования объекта) не подготавливались.
Непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона влечет отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Правовой режим недвижимости и связанные с ним правовые последствия возникают исключительно при соответствии такого имущества юридическим характеристикам недвижимости.
Таким образом, без документального подтверждения того, что объект является недвижимым имуществом, постановка его на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, фактически невозможна.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае в деле нет доказательств того, что сооружение общественного туалета является недвижимым имуществом. Заявление об этом прокурора не основано на объективных и достоверных доказательствах.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований считать, что со стороны административного ответчика имеются нарушения, позволяющие считать заявленные требования прокурора обоснованными.
В силу изложенных обстоятельств административный иск прокурора не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию на учет здания общественного туалета, признании здания общественного туалета бесхозяйным недвижимым имуществом и обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества здания общественного туалета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме 11 марта 2019 года