ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/19 от 07.03.2019 Погарского районного суда (Брянская область)

УИД:32RS0022-01-2019-000072-02

Дело №2а-75/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 07 марта 2019 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гузанова Д.Е.,

при секретаре Рубис Д.А.,

с участием старшего помощника прокурора Погарского района Брянской области Фатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области в интересах муниципального образования «Погарское городское поселение Погарского района Брянской области», а также неопределённого круга лиц, к Совету народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области, действуя в интересах муниципального образования «Погарское городское поселение Погарского района Брянской области», а также неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что по результатам проведенного в мае 2018 года администрацией Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области анализа исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции, было установлено, что депутатом Совета народных депутатов поселка Погар <данные изъяты> в нарушении положений вышеуказанного законодательства, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в администрацию Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области представлены не были. В связи с изложенным, реализуя полномочия, предоставленные высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Губернатор Брянской области 22 мая 2018 года обратился в Совет народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата <данные изъяты> По результатам рассмотрения названного заявления 21 ноября 2018 года Советом народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области принято решение , в соответствии с которым, было решено не прекращать полномочия депутата <данные изъяты>. Ссылаясь на то, что соблюдение депутатом представительного органа местного самоуправления и самим органом местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции является обязательным, в то время как в результате противозаконного продолжения деятельности депутата органа местного самоуправления создается угроза нарушения прав и свобод его избирателей, прокурор просил суд признать решение Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области от 21 ноября 2018 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО7» незаконным и обязать Совет народных депутатов поселка <адрес> устранить допущенные нарушения закона, рассмотрев вопрос в отношении депутата поселка <адрес>ФИО1 С.Н., в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного ответчика – ФИО3, являющаяся председателем Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области, в письменном отзыве заявленные административные исковые требования не признала, против их удовлетворения возражала, указав на то, что разрешение в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, которым и принято оспариваемое решение.

В судебном заседании старший помощник прокурора Погарского района Брянской области – Фатова Д.В. вышеуказанное административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным, просила суд иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился; о времени и месте проведения заседания ответчик извещен надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя со стороны административного ответчика не поступало.

Привлеченная к участию в дела в качестве заинтересованного лица ФИО4, в судебное заседание не явилась; о времени и месте проведения заседания была извещена надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела, а также о рассмотрении дела в отсутствие, со стороны заинтересованного лица не поступало.

В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением территориальной избирательной комиссии Погарского района от 16 сентября 2014 года ФИО1 С.Н. была избрана депутатом по одномандатному избирательному округу Погарского городского поселения на выборах депутатов в представительный орган муниципального образования 14 сентября 2014 года, что подтверждается представленной в материалы дела справкой территориальной избирательной комиссии Погарского района от 01 февраля 2019 года.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные требования предусмотрены положениями ч.1, п. «б» ч.2 ст.4-1 Закона Брянской области от 01 августа 2014 года «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности», согласно которым, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Брянской области. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в администрацию Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 1 Закона Брянской области от 01 августа 2014 года № 54-3 «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» к муниципальным должностям отнесены должности депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение вышеприведенных норм, депутат Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО1 С.Н. не представила в администрацию Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в установленный законом срок - не позднее 30 апреля 2018 года. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела по существу административный ответчик и привлеченная в качестве заинтересованного лица ФИО1 С.Н. не оспаривали.

В то же время, ФИО1 С.Н., как депутат Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области, обладая особым статусом, предполагающим необходимость участия в процессе реализации определенных публичных муниципальных функций с целью решения вопросов местного значения, обязана на основании вышеприведенных правовых положений, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.

Положениями частей 7.2 и 7.3, которыми Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 64-ФЗ, вступившим в силу 15 апреля 2017 года, дополнена статья 40 вышеуказанного Федерального закона N 131-ФЗ, предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), названное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного в мае 2018 года администрацией Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области анализа исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции, было установлено, что депутатом Совета народных депутатов поселка Погар ФИО1 С.Н., в нарушении положений вышеуказанного законодательства, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в администрацию Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области представлены не были. В связи с изложенным, реализуя полномочия, предоставленные высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Губернатор Брянской области 22 мая 2018 года обратился в Совет народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 С.Н. По результатам рассмотрения названного заявления 21 ноября 2018 года Советом народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области принято решение , в соответствии с которым, было решено не прекращать полномочия депутата ФИО1 С.Н.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания вышеуказанного решения Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области от 21 ноября 2018 , принятого по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО1 С.Н., незаконным, поскольку при его принятии не были выполнены требования, предусмотренные положениями статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающие необходимость досрочного прекращения полномочий депутатов в случае несоблюдения ими ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

При этом, суд учитывает, что качестве основания для принятия соответствующего решения о прекращении полномочий депутата досрочно в предусмотренном вышеуказанном порядке закон устанавливает лишь наличие одного факта непредоставления депутатом сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей, при этом цели и мотивы такого бездействия, отсутствие корыстной заинтересованности, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения для разрешения названного вопроса, не имеют.

Принимая во внимание, что соблюдение депутатом представительного органа местного самоуправления и самим органом местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции является обязательным, в то время как в результате противозаконного продолжения деятельности депутата органа местного самоуправления создается угроза нарушения прав и свобод его избирателей, в том числе, на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, суд признает решение Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области от 21 ноября 2018 , принятое по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО1 С.Н., незаконным.

Исходя из того, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, которая ФИО1 С.Н. в установленном законом порядке не исполнена, в то время как вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции административного ответчика, суд обязывает Совет народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области устранить допущенные нарушения закона, рассмотрев вопрос в отношении депутата поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО1 С.Н., в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Погарского района Брянской области в интересах муниципального образования «Погарское городское поселение Погарского района Брянской области», а также неопределённого круга лиц, к Совету народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий, – удовлетворить.

Признать решение Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области от 21 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО1» незаконным.

Обязать Совет народных депутатов поселка Погар Погарского района Брянской области устранить допущенные нарушения закона, рассмотрев вопрос в отношении депутата поселка Погар Погарского района Брянской области ФИО2, в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Д.Е. Гузанов

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2019 года