ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/19 от 21.03.2019 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации
21 марта2019 г. г. Махачкала

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Степанова Д.В., при секретарях судебного заседания Сефербековой Т.Г.
и ФИО2, с участием административного истца ФИО3, его представителя ФИО4, представителя административных ответчиков – командира войсковой части 7629и председателя жилищной комиссии этой же воинской части подполковника юстиции ФИО5, административного ответчика – председателя жилищной комиссии войсковой части 7629 подполковника
ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-75/2018по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 7629 старшего сержанта запаса Меджидова СалингереУмаровича
об оспаривании действий командира и председателя жилищной комиссии этой же воинской части, связанных с рассмотрением вопроса о порядке распределения лимитов бюджетных обязательств для выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением,
в котором уточнив требования, просил:

- признать незаконными и необоснованными действия жилищной комиссии войсковой части 7629, связанные с принятием решенияо предоставлении административному истцу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4122885 рублей 50 копеек с учетом нуждаемости
ФИО3 и членов его семьи в 42,86 м2 жилой площади;

- признать за административным истцом и членами его семьи право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом их нуждаемости в 108 м2 жилой площади;

- обязать жилищную комиссию войсковой части 7629 выплатить ФИО3 7769 801 рублей 49 копеек, как недополученную административным истцом часть субсидии для приобретенияили строительства жилого помещения.

В судебном заседании административный истец и его представитель, каждый
в отдельности, поддержали вышеуказанные требования, а также доводы, изложенные
в административном исковом заявлении, указав о незаконности принятогожилищной комиссией войсковой части 7629 (далее – жилищная комиссия) решения, посколькупредоставление административному истцу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в меньшем размере не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают жилищные праваФИО3 и членов его семьи. При этом указали, что регистрация административного истца и членов его семьи по месту проживания в жилом доме, принадлежащем брату ФИО14. – ФИО7 не свидетельствует об их фактическом проживании и пользовании данным жилым помещением.

Административный ответчик – председательжилищной комиссии
ФИО6 требования, изложенные в административном исковом заявлении,
не признал, просил суд отказатьв их удовлетворении.

Представитель административных ответчиковФИО5 не признал требования, изложенные в административном исковом заявлении и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что жилищная комиссия при принятии решенияо предоставлении административному истцу жилищной субсидии руководствовалась представленными ФИО3 документами, свидетельствующими о наличии
у него и членов его семьи права пользования жилым помещением площадью 65,14 м2, расположенным по адресу: <адрес>,
ул. <адрес> (старый адрес ул. , <адрес>).

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, его представителя, ответчика и представителя ответчика, суд приходит к выводу, что административное исковое заявлениене подлежит удовлетворениюпо следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 с 14 мая 2003 г. проходил военную службу по контракту, в том числе с 26 октября 2010 г.
в войсковой части 7629.

28 марта 2011 г. жилищной комиссией проведена проверка жилищных условий ФИО3 и членов его семьи, проживающих по договору найма в <адрес>
по <адрес> в <адрес>, в ходе которой установлено наличие нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий.

31 марта 2011 г. жилищной комиссией ФИО3 признан нуждающимся
в получении служебного жилья.

15 ноября 2018 г. в войсковую часть 7629 из войсковой части 6752 поступила телеграмма о распределении бюджетных ассигнований по предоставлению жилищной субсидии военнослужащим и указанием по организации заседаний жилищной комиссии.

Решением жилищной комиссией от 30 января 2015 г. административный истец признан нуждающимся в обеспечении жилой площадью 108 м2.

3 декабря 2018 г. жилищной комиссией рассмотрен вопрос о готовности выплаты
ФИО3 жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, однако в связи с невозможностью принятия указанного решения административному истцу в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставлено 30 дней для представления правоустанавливающих документов на жилой домобщей площадью 76 м2,расположенный по адресу: <адрес>, ул. , <адрес>.

Не получив истребованные документы, жилищной комиссией 4 декабря 2018 г. принято решение о выплате ФИО3 жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4122885 рублей 56 копеек и отмене своего решения от 3 декабря 2018 г.

В обоснование принятого решения жилищной комиссией указано, что административный истец и члены его семьи нуждаются в 42,86 м2 жилой площади, так как имеют право пользования указанным жилым домом, принадлежащим
ФИО7 – брату административного истца, в части жилой площади 64,14 м2, то естьна шестерых человек (ФИО1, его супруга и четверо детей) зарегистрированных там же, по месту проживания.

28 декабря 2018 г. ФИО3 уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава воинской части.

Общая продолжительность военной службы административного истца
в календарном исчислении составляет 16 лет 4 месяца и 29 дней.

Данные обстоятельства подтверждаются копией послужного списка,
выписками из приказов командира войсковой части 6752 от 26 октября 2010 г.
№ 218, от 28 декабря 2018 г № 258, актом проверки жилищных условий заявителя
от 28 марта 2011 г., выписками из протоколов заседаний жилищных комиссий от 31 марта 2011 г. № 6, от 30 января 2015 г. № 1-2, от 3 декабря 2018 г. № 12-1,
от 4 декабря 2018 г. № 12-2, справкой от 26 ноября 2018 г. № 1039.

Свидетель ФИО8 – начальник квартирно-эксплуатационной службы тыла войсковой части 7629, секретарь жилищной комиссии, показал, что после поступления в воинскую часть телеграммы из войсковой части 6752
о выделении денежных средств для рассмотрения вопроса о предоставлении жилищной субсидии ФИО3, он сообщил ему о необходимости подготовки соответствующих документов. При этом, письменных уведомлений, в том числе
с указанием перечня документов для представления, административному истцу
не вручалось. Причиной отмены решения жилищной комиссии от 3 декабря 2018 г. явилось неправильное применение норм права, так как оснований для предоставления ФИО3 30-дневного срока для сбора необходимых документов не имелось.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случаях, если военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не представили документы, необходимые для предоставления жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилищную субсидию, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение
с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

4 декабря 2018 г. жилищной комиссией при принятии решения о выплате жилищной субсидии административному истцу сделан вывод, что ФИО3
и члены его семьи зарегистрированы, вселены и проживают в жилом доме как члены семьи собственника ФИО10 – брата административного истца.

Данный вывод жилищной комиссии основан на выписке из похозяйственной книгиот ДД.ММ.ГГГГ, содержащей информацию о жилом доме общей площадью 76 м2, расположенном по адресу: <адрес>, ул. , <адрес>, егособственнике и членах хозяйства – ФИО1 и его семье.

Из договоров найма жилого помещения на 2010, 2012, 2014, 2015 годаи акта проверки жилищных условий заявителя от 28 марта 2011 г. следует, что ФИО3 и члены его семьи проживали по адресу: <адрес>.

При этом, административный истец и члены его семьи в период с 5 мая 2011 г. по 5 мая 2014 г. и с 29 октября 2014 г. по 29 октября 2017 г. были зарегистрированы
по месту пребывания в <адрес>А по <адрес> в <адрес>,
что подтверждается копиями свидетельств о регистрации их по месту пребывания.

В судебном заседании административный истец показал, что он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в <адрес>, в доме его родителей, регистрацию по месту жительства не меняли, собственником данного дома в настоящее время является его брат – ФИО10

Как следует из разъяснений, изложенных в подп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодека Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания данных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной помощи и иной поддержки.

Из ч. 2 ст. 31 ЖК РФ следует, что члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Между ФИО7 и ФИО3, а также членами его семьи, соглашение на право пользования данным жилым помещением не заключалось.

При этом, ФИО7 в своем нотариально заверенном заявлении
в компетентные органы Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. указал, что
с января 2012 года и до получения (приобретения) жилья давал согласие ФИО3 и членам его семьи для регистрации места своего жительства без права проживания
и пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (старый адрес
ул. , <адрес>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости
21 декабря 2018 г. ФИО7 зарегистрировал право собственности на данный жилой дом.

Несмотря на доводы административного истца и его представителя, суд приходит к выводу, что ФИО3 и членыего семьи, являясь членами семьи собственника жилого помещения, находясь на регистрационном учете по месту жительства, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Регистрация по месту жительства в жилом помещении свидетельствует о наличии права пользования таким жилым помещением, основанном на волеизъявлении собственника жилого помещения.

Кроме того, переход права собственности на имущество, произошедший в связи
с его приобретением ФИО7, не повлиял на ограничение прав административного истца и членов его семьи в пользовании жилым помещением, так как они сохранили регистрацию по месту жительства.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно пп. 1, 16 ст. 15которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу
п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено
на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии
для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам
в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»(далее - Правила).

Сумма выплаченной ФИО3 жилищной субсидии составила 4122 885 рублей 56 копеек, то есть из расчета норматива – 42,86 м2,как площади жилого помещения, определяемого в соответствии с пунктами 3 – 6 Правил за вычетом 65,14 м2, право на пользование которой принадлежат административному истцу и членам его семьи по вышеуказанному адресу.

Согласно пунктам 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (18 м2 на семью из 3 и более человек) при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия жилищной комиссии по уменьшению положенной ФИО3 и членам его семьи жилой площади
с 108 м2 до 42,86 м2, то есть за вычетом 65,14 м2, законны и отказывает
в удовлетворении административных исковых требований.

При этом, нарушение 30-дневного срока для представления административному истцу правоустанавливающих документов на вышеуказанный жилой дом, не влияет на принятие судом решения, поскольку указанные документы исследованы в судебном заседании и им дана правовая оценка.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению,
то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Меджидова СалингереУмаровичаотказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда
через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий