ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/20 от 11.01.2020 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-75/2020

УИД 55RS0011-01-2020-000055-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области 16 марта 2020 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по соблюдению законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Горьковский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по соблюдению законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В обоснование иска прокурор, ссылаясь на нормы положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 1 статьи 80 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указал о том, что в ходе проведенной проверки в ДД.ММ.ГГГГ года предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков и исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся.

Участвующий в деле прокурор Девочкина А.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 8части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Законом Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.

В разделе 1 «Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (утв. МЧС РФ) отражено, что для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 80 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

При этом частью 2 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ установлено, что перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеназванных требований администрацией Октябрьского сельского поселения Горьковского района Омской области в ДД.ММ.ГГГГ гг. предварительный отбор участников закупки (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) в целях последующего осуществления закупок для муниципальных нужд в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков и исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся.

На основании этого прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области внесено соответствующее представление с предложением об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ответу администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, представители последней факт допущенного нарушения не отрицали.

Данный факт свидетельствует о бездействии Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, затрагивающем публичные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Горьковского района Омской области законно и обоснованно предъявил административный иск в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области с указанными требованиями.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, поскольку указанное бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области влечет нарушения законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, требования подлежат удовлетворению.

Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного либо техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного либо техногенного характера.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области.

Судья Н.А. Лобов

Мотивированное решение по делу изготовлено 18.03.2020