ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/2017 от 09.02.2017 Куртамышского районного суда (Курганская область)

Дело №2а-75/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Куртамыш 09 февраля 2017 г.

Куртамышский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Володиной Г.В.,

при секретаре Рыжковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 09 февраля 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области, Курганскому филиалу ОАО «Ростелеком» о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куртамышского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (далее - Управление Роскомнадзора по Курганской области), Курганскому филиалу ОАО «Ростелеком» с требованием признать информацию, размещенную на странице по адресу: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждая, что прокуратурой Куртамышского района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации, в ходе которой установлено, что на сайтах сети «Интернет» находится информация, содержащая сведения о методах и способах контрабанды. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлена страница по адресу: <адрес> с запрещенной для распространения информацией, которая содержит информацию о методах (способах) контрабанды. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Просил признать информацию, размещенную на странице по URL-адресу: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела без его участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв (письменные объяснения) на административное исковое заявление, просит административное дело рассмотреть в его отсутствие, считает, что Управление Роскомнадзора по Курганской области является ненадлежащим административным ответчиком.

Представитель административного ответчика Курганского филиала ОАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором считает, что является ненадлежащим административным ответчиком. Оператор связи может быть заинтересованным лицом, поскольку оказывает лишь услуги связи, посредством которых абоненты получают доступ к сети «Интернет». Просит административное дело рассмотреть без его участия.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Судом установлено, что прокуратурой Куртамышского района в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации выявлен факт размещения для свободного неограниченного круга лиц на странице сайта по URL-адресу: <адрес> запрещенной информации, которая содержит сведения о методах и способах контрабанды.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями страниц сайта в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона №149-ФЗ).

В силу положений пункта 6 статьи 10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьями 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за:

-контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

-контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий;

-контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;

- контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В связи с чем, законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о методах и способах контрабанды, за совершение которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Открытый доступ к информации о методах (способах) контрабанды, размещенной создает неограниченную возможность его просмотра, что нарушат права неопределённого круга лиц и подрывает основы безопасности государства.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в который включаются в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Из анализа содержания положений части 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ следует, что распространение указанной информации, запрещённой решением суда, не допускается.

В судебном заседании установлено, что с указанных сайтов, информацию на которых прокурор просит признать запрещенной, неограниченному кругу лиц предоставляется доступ к сайтам, содержащих информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, поскольку позволяют пользователям использовать советы о том, как совершить преступления.

При таких обстоятельствах, нахождение в открытом доступе сети «Интернет» указанной информации нарушает конституционные права граждан на получение, передачу, распространение, производство информации любым законным способом.

Управление Роскомнадзора по Курганской области является надлежащим административным ответчиком по данному делу, поскольку данное учреждение ведет указанный реестр, т.е. Роскомнадзор осуществляет соответствующие публичные функции.

Суд считает, что Курганский филиал ОАО «Ростелеком» надлежащим ответчиком по иску не является, поскольку, являясь оператором сети «Интернет», не участвует в возникших спорных административных и иных публичных отношениях, а, следовательно, не должно отвечать по заявленным требованиям, в удовлетворении которых к этому ответчику должно быть отказано.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанная информация является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обязанность по исполнению решения следует возложить на Управление Роскомнадзора по Курганской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице по адресу: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Курганской области для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страниц сайта: <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В удовлетворении административных исковых требований к Курганскому филиалу ОАО «Ростелеком» отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.

Судья Г.В. Володина