ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-75/2018 от 22.02.2018 Кашинского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-75/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2018 года г. Кашин Тверской области

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Засимовского А.В.,

при секретаре Белоусовой К.С.;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-75/2018 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Славковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области о возложении обязанности по исполнению требований федерального законодательства.

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области обязанности: 1. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок до 01.04.2018 года обратиться в Администрацию Кашинского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения общественных кладбищ, расположенных по адресам (ориентирам): [данные удалены]; 2. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок не позднее 15 дней со дня получения решения о предварительном согласовании предоставления земельных участок для размещения общественных кладбищ, расположенных по адресам (ориентирам): [данные удалены], организовать проведение работ по межеванию таких земельных участков; 3. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в течение трех дней после получения результатов межевания земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие ориентиры: [данные удалены], организовать проведение работ по их постановке на государственный кадастровый учет; 4. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок не позднее 5 дней после постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие ориентиры: [данные удалены], обратиться в Администрацию Кашинского района Тверской области с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование; 5. Предоставить в Кашинский городской суд и Кашинскую межрайонную прокуратуру сведения об исполнении решения суда в течение месяца с момента исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что проведенной Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения требований земельного законодательства установлено, что на территории Славковского сельского поселения имеются общественные кладбища. При этом Администрация Славковского сельского поселения, обязана их содержать. Однако, осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом не представляется возможным без определения границ той территории, на которой размещены кладбища путем межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков на которых расположены кладбища. Неприведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности ответчика на территорию данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших – нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Кроме того, отсутствие определенных границ земельных участков на которых расположены кладбища препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

В судебное заседание административный истец Кашинский межрайонный прокурор, извещенный о месте и времени рассмотрения дела не явился, предоставил заявление в котором, с учетом согласия административного ответчика с заявленными требованиями и просьбой ответчика о рассмотрении дела в его отсутствии, просил также рассмотреть заявленные требования в отсутствие представителя административного истца в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Администрация Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя по правилам упрощенного производства. Против удовлетворения исковых требований не возражала.

Заинтересованное лицо, привлеченное судом к участию в деле Администрация Кашинского района Тверской области извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Кашинского района Тверской области.

В соответствии с п.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Таким образом, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В силу пп.22 п.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

При этом ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

С учетом п. 23 ст. 9 Устава организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения Славковского сельского поселения.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Из смысла ст. 16 - 17 Федерального закона № 8-ФЗ следует, что каждое кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения. Размер данного участка не должен превышать 40 гектаров и учитывать количество жителей, проживающих на конкретной территории. Места захоронения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к их содержанию.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. обладает Администрация муниципального района.

В судебном заседании установлено, что на территории Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области имеются следующие кладбища расположенные по адресам (ориентирам): [данные удалены].

Режим земель, занятых кладбищами, которые находятся на землях поселений и которые включаются в состав зон специального назначения, определен в Федеральном законе от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Как следует из результатов проверки и не опровергается ответчиком земельные участки с расположенными на них указанными кладбищами не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Межевание не проведено. Правоустанавливающие документы и кадастровые планы на земельные участки, занятые кладбищами, отсутствуют.

Вместе с тем, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.

Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ повлечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.

При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение. Осуществлять надлежащим образом полномочия по содержанию кладбищ без определения их границ невозможно.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 15 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

В силу ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении, и по результатам принимает, в том числе решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Указанные в административном заявлении доводы нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При этом суд считает что указанный прокурором срок исполнения обязанностей является разумным и достаточным для реализации требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Славковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области Административное о возложении обязанности по исполнению требований федерального законодательства - удовлетворить.

1. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок до 01.04.2018 года обратиться в Администрацию Кашинского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения общественных кладбищ, расположенных по адресам (ориентирам): [данные удалены].

2. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок не позднее 15 дней со дня получения решения о предварительном согласовании предоставления земельных участок для размещения общественных кладбищ, расположенных по адресам (ориентирам): [данные удалены], организовать проведение работ по межеванию таких земельных участков.

3. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в течение трех дней после получения результатов межевания земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие ориентиры: [данные удалены], организовать проведение работ по их постановке на государственный кадастровый учет.

4. Обязать Администрацию Славковского сельского поселения в срок не позднее 5 дней после постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие ориентиры: [данные удалены], обратиться в Администрацию Кашинского района Тверской области с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование.

Разъяснить административному ответчику, что в силу части 9 статьи 227 КАС РФ он обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и Кашинскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий :