ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7601/2023 от 02.11.2023 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

2а-7601/2023

УИД 63RS0-10

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

02 ноября 2023 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ерофеевой О.И.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-716/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к МИФНС по <адрес> о признании решения о регистрации юридического лица недействительным, обязании ликвидировать юридическое лицо,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился первоначально в Октябрьский районный суд <адрес> с исковым заявлением к МИФНС по <адрес> о признании решения о регистрации юридического лица недействительным, обязании ликвидировать юридическое лицо, в соответствии с которым просил суд признать решение о регистрации юридического лица –ООО «Артипром» (ИНН ) недействительным, обязать ответчика ликвидировать ООО «Артипром».

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. является инвалидом III группы, получает пенсию по инвалидности. Доходов, кроме как пенсии по инвалидности не имеет (не работает), живет с матерью, инвалидом II группы. Считает, что его права и законные интересы были нарушены в результате действий неустановленных лиц, в результате которых, на его имя (с использованием его персональных данных, без его согласия) зарегистрированы юридические лица: ООО «Артипром» и ООО «Кросс» и последовавшими действиями, осуществляемыми от его лица (без его ведома).

ДД.ММ.ГГГГ. в 10-10 (каб. ) истец явился по вызову сотрудников отдела обеспечения процедур банкротства МИФНС России по <адрес>, согласно письма (Исх. от ДД.ММ.ГГГГ.), где ФИО2 стало известно, что от его имени (без его ведома) от ООО «Кросс» были поданы декларации по налогу (обязательные платежи) за II квартал 2022г. (июль, август, сентябрь 2022г.) на сумму: всего 1182605,50 руб., в том числе основной долг 1145545,60 рублей, пени-35959,90 рублей, штрафы-0,00 рублей.

Согласно сведений, указанной в справке, выданной отделом обеспечения процедур банкротства МИФНС России по <адрес>, ФИО2 стали известны сведения, что имеется какой-то судебный акт, вступивший в законную силу, о существовании которого истец ничего не знает, данный судебный акт истцу сотрудниками налоговой службы представлен не был.

Сведения предоставлены в налоговую от имени, с использованием персональных данных ФИО2 недостоверны, с начислениями ФИО2 не согласен, поскольку их не подавал, считает начисления неправомерными, в связи с чем просит налоговый орган, признать, поданные налоговые декларации недействительными, считать их не представленными как декларации по обязательным платежам от ООО «Кросс» за II квартал 2022 года.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. на допросе в качестве свидетеля в Межрайонной ИФНС России № <адрес>ФИО2 от сотрудника налоговой стало известно, что кроме организации, указанной в протоколе допроса, на его имя оформлены были иные юридические лица, указанные выше, о существовании которых он не знал.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 написал заявления по форме (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ) и по форме (возражение заинтересованного лица относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Кросс" и ООО "Артипром".

ДД.ММ.ГГГГ. были внесены сведения о недостоверности в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Кросс" и «Артипром».

В налоговой ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 сказали, что по истечении 6 месяцев со дня внесения сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ, налоговая ликвидирует ООО "Кросс" и ООО «Артипром», как противозаконную, и к нему вопросов больше не будет.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 также написал заявление в налоговой о запрете издания на его имя в любых целях (копия заявления и ответа на заявление прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 написал заявление о блокировке ЭЦП, которые были оформлены на его имя незаконно, без его согласия (на ООО "Кросс" и на ООО "Артипром"). Заявление на использование персональных данных без согласия, с целью совершения мошеннических действий, иных действий, установление личностей, будет подано в правоохранительные органы.

Если бы ФИО2 сообщили в налоговой ДД.ММ.ГГГГ., что от его имени были поданы то документы (декларации, сведения о работающих и т.д.) в отношении ООО "Кросс" и ООО «Артипром», ФИО2 предпринял бы сразу действия по их обжалованию.

Истец обращался в налоговую с жалобой, в том числе заявлял ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы, но решением налоговой было отказано в восстановлении срока, жалоба была оставлена без движения, несмотря на обоснование о том, что ФИО2 известно о документах, подаваемых от его имени от ООО "Кросс" - ДД.ММ.ГГГГ. в отделе процедур банкротства Межрайонной ИФНС России по <адрес>, а не ДД.ММ.ГГГГ. в рамках проводимого допроса.

Кроме того, как было указано выше, ФИО2 является инвалидом III группы и начиная с августа месяца 2022г. он стал получать пенсию на 2500 рублей меньше, чем платили ранее. Стал также выяснять, в связи с чем это произошло. Написал заявление ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд о перерасчете и восстановлении в прежнем размере. Выяснилось, что от его имени от ООО "Артипром" были направлены в Пенсионный фонд РФ как о работающем, что не соответствует действительности, его права в результате мошеннических действий со стороны неустановленных лиц нарушены.

Решений о создании юридического лиц ООО "Кросс” и ООО "Артипром", ФИО2 не принимались, деньги не вносились ни в качестве уставного капитала, ни за регистрацию юридических лиц, заявлений он не писал, устав не утверждал, адрес не указывал, каких-либо сведений от юридических лиц не представлял. Если указанные выше документы были представлены и от его имени подписаны с использованием ЭЦП - ФИО2 не обращался за изготовлением и выдачей ЭЦП ранее, у него нет ни компьютера, ни интернета (IP - адреса, с которого могут быть какие-то документы на регистрацию), в МФЦ, к нотариусу он также не обращался. Со стороны ФИО2 сразу были предприняты меры, как только ему стало известно о событиях, выше. Персональные данные и сведения представленные от его имени ФИО2 были использованы без его согласия, в корыстных целях лицами, которых, установят правоохранительные органы.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> проиведена замена ненадлежащего ответчика на - МИФНС по <адрес>.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело передано по подсудности в Промышленный районный суд <адрес>.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности ФИО4 поддержала исковые требования, пояснила, что ответчик добровольно урегулировал спор. На сегодняшний день его исковое заявление не актуально.

Представитель административного ответчика МИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

Представители третьих лиц МИФНС России по <адрес>, МИФНС России по <адрес>, ООО «Артимпром» в судебное заседание не явились, от представителя МИФНС России по <адрес> поступил письменный отзыв на иск, согласно которого в удовлетворении требований просил отказать, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица МИФНС России по <адрес> представил письменное ходатайство о переходе рассмотрения искового заявления в порядке КАС РФ, после чего производство по делу прекратить, поскольку ООО «Артимпром» ликвидировано.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ. суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Изучив административное исковое заявление и исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно пункту 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свое существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом государственной регистрации юридических лиц.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации юридических лиц).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются; порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 6 статьи 11 того же Федерального закона устанавливает, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений; в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности; в случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2498-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 5 пунктом 6 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктами 1 и 2 статьи 10, пунктом 3 статьи 49 и пунктами 1 и 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации" данные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с иными нормами указанного Федерального закона (в том числе пунктами 4.2 - 4.4 статьи 9, пунктом 5 статьи 11, статьей 21.1 и др.), а также нормами статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц направлены в том числе на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота, в котором участвуют лишь юридические лица, обладающие правоспособностью, возникающей в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращающейся в момент внесения в указанный реестр сведений об их прекращении.

В силу положений части 4.1. статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2. статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц - (пункт 2.2 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

С 2016 года действующим законодательством предоставлено право только учредителям (участникам) обратиться с заявлением о выходе из состава учредителей (участников) отдельных некоммерческих организаций, тогда правоспособность учредителей, в отношении которых заявитель просит внести соответствующие сведения, прекращена до вступления в силу названных изменений.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (каб. ) ФИО2 явился по вызову сотрудников отдела обеспечения процедур банкротства МИФНС России по <адрес>, согласно письма (Исх. от ДД.ММ.ГГГГ.), где ФИО2 стало известно, что от его имени (без его ведома) от ООО «Кросс» были поданы декларации по налогу (обязательные платежи) за II квартал 2022г. (июль, август, сентябрь 2022г.) на сумму: всего: 1182605,50 руб., в том числе основной долг 1145545,60 рублей, пени-35959,90 рублей, штрафы-0,00 рублей.

Согласно справке о задолженности по обязательным платежам перед Российской ФИО1 ООО «КРОСС» имеется задолженность по обязательным платежам в размере 1182605,50 руб.

Согласно информации, представленной МИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «об урегулировании задолженности», ФИО2 является руководителем ООО «КРОСС» (ИНН , <адрес>, офис 7), данная организация отвечает признакам банкротства (задолженность по обязательным платежам составляет более 300 тыс.руб.).

ФИО2 обратился к ИФНС России по <адрес>, ФНС, ИФНС России по <адрес> с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

Кроме того установлено, что согласно сведений, указанной в справке, выданной отделом обеспечения процедур банкротства МИФНС России по <адрес>, ФИО2 стали известны сведения, что имеется какой-то судебный акт, вступивший в законную силу, о существовании которого истец ничего не знает, данный судебный акт истцу сотрудниками налоговой службы представлен не был Сведения предоставлены в налоговую от имени, с использованием персональных данных ФИО2 недостоверны, с начислениями ФИО2 не согласен, поскольку их не подавал, считает начисления неправомерными, в связи с чем просит налоговый орган, признать, поданные налоговые декларации недействительными, считать их не представленными как декларации по обязательным платежам от ООО «Кросс» за II квартал 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ. на допросе в качестве свидетеля в Межрайонной ИФНС России № <адрес>ФИО2 от сотрудника налоговой стало известно, что кроме организации, указанной в протоколе допроса, на его имя оформлены были иные юридические лица, указанные выше, о существовании которых он не знал.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 также написал заявление в налоговой о запрете издания на его имя в любых целях.

Согласно ответа МИФНС по <адрес> на обращение истца (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о запрете издавать электронно-цифровые подписи на имя ФИО2, в связи с тем, что он не является директором ООО «Строительная Пальмира», ООО «КРОСС», ООО «Артипром», сообщает, что обращение истца принято к сведению, квалифицированная электронная подпись от имени истца, как директора вышеуказанных юридических лиц аннулирована.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 написал заявления по форме Р34001 (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ) и по форме 38001 (возражение заинтересованного лица относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Кросс" и ООО "Артипром".

Согласно ответа МИФНС по <адрес> от 10.10.2022г. возражение, относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ сведений об истце, в качестве учредителя и (или) руководителя в отношении неопределенного круга юридических лиц рассмотрено. Информация о возможности незаконного использования паспортных данных ФИО2 внесена в соответствующий информационный ресурс и будет принята во внимание при поступлении документов для государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ. были внесены сведения о недостоверности в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Кросс" и «Артипром».

Установлено, что ФИО2 является инвалидом III группы и начиная с августа 2022г. он получает пенсию в размере 2500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ. истец написал заявление в Пенсионный фонд о перерасчете и восстановлении в прежнем размере пенсии.

Согласно информации МИФНС по <адрес>, ФИО2 не обращался в МИФНС России по <адрес> с заявлением о получении ЭЦП.

Из представленной информации МИФНС по <адрес> от 31.10.2023г. следует, что внесена запись ЕГРН об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, на основании пп. «б» п.5 ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем самым, правоспособность ООО «АРТИПРОМ» прекращена.

Кроме того, из пояснений представителя истца ФИО2 следует, что МИФНС России по <адрес> добровольно удовлетворил его требования, таким образом исковые требования не поддерживает.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 4 пункт 3).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «О некоммерческих организациях», ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании решения о регистрации юридического лица недействительным, обязании ликвидировать юридическое лицо-отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.И.Ерофеева