ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-760/2022 от 26.04.2022 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года <адрес>

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с административным иском к ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование требований, что ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>). Организацией допущены ряд нарушений требований действующего законодательства, а именно, в уполномоченный орган не предоставляются документы, содержащие сведения о смене руководителя; не соблюдаются требования о минимальном количестве адвокатов; отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Административный ответчик ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Заинтересованные лица Межрайонная ИФНС по Чувашской Республике, Адвокатская палата Чувашской Республики, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечила.

В соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем 3 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В рамках исполнения Управлением Минюста полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) выявлены нарушения в деятельности ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики:

- пункта 7 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ, выразившееся в непредставлении в уполномоченный орган в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведений о смене лица, имеющего право действовать от имени ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики без доверенности (о смене руководителя);

- пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), выразившееся в отсутствии в ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики минимального количества адвокатов для ведения деятельности ФИО7;

- подпункта 3 пункта 5 статьи 22 Федерального закона №63-ФЗ, выразившееся в несоответствии Устава ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики требованиям действующего законодательства.

Так, ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики действует на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) (далее - Устав).

Учредителями ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики (далее – ФИО7) на момент создания являлись четыре адвоката: ФИО1 (реестровый , статус адвоката по состоянию на текущую дату прекращен); ФИО2 (реестровый , статус адвоката по состоянию на текущую дату прекращен); ФИО3 (реестровый , действующий статус адвоката, однако на текущий момент адвокатскую деятельность осуществляет индивидуально путем учреждения Адвокатского кабинета); ФИО4 (реестровый , статус адвоката по состоянию на текущую дату прекращен).

Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ФИО7, является ФИО5, занимающая должность ФИО7 (избрана на заседании Общего собрания адвокатов от ДД.ММ.ГГГГ, протокол ) на срок 3 (три) года, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

На заседании Общего собрания адвокатов от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N°1) принято решение об удовлетворении заявления ФИО5 о досрочном сложении полномочий ФИО7 и отчислении из членов ФИО7, ФИО7 избран ФИО6.

Документы для государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно об изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ФИО7, представлены ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения указанных документов решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации данных изменений в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ, и в нарушение требований п. 7 с. 32 Федерального закона №7-ФЗ до настоящего времени соответствующие сведения о смене руководителя ФИО7 в Управление не представлены.

Согласно представленному ДД.ММ.ГГГГ протоколу Общего собрания адвокатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на 17.00 час. в ФИО7 значатся 2 (два) члена (ФИО5, ФИО6).

В тот же день в рамках второго вопроса повестки дня было рассмотрено заявление ФИО5 о досрочном прекращении ее полномочий, а также заявление о ее выходе из состава членов ФИО7.

После добровольного выхода одного лица из состава членов ФИО7 фактически в ее составе остался единственный член (ФИО6), что является нарушением принципа коллегиальности в корпоративных юридических лицах (статья 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Кроме того, согласно статье 22 Федерального закона № 63-ФЗ ФИО7 адвокатов является некоммерческой организацией основанной на членстве, учредить которую вправе два и более адвоката (пункты 1 и 2). Минимальная численность адвокатов ФИО7 адвокатов должна соответствовать установленной статьей 22 Федерального закона № 63-ФЗ численности (не менее 2 адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее трех лет).

Следовательно, ФИО7 нарушен порядок деятельности и принцип объединения граждан, предусмотренный для такого вида юридических лиц, что явилось одним из оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части смены руководителя (уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ).

Более того, ДД.ММ.ГГГГ в Управление представлено письмо единственного оставшегося члена ФИО7ФИО6 о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он является членом ФИО7 адвокатов Чувашской Республики «Чебоксарская городская ФИО7 адвокатов» (адрес: <адрес>).

Таким образом, действующих адвокатов в составе ФИО7 не имеется.

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что ФИО7 осуществляет всевозможные, не запрещенные законодательством для адвокатских образований, виды деятельности.

Фактически установлен открытый перечень видов деятельности для ФИО7.

Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 22 Федерального закона № 63-ФЗ Устав ФИО7 адвокатов должен содержать сведения о предмете деятельности ФИО7 адвокатов, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять ФИО7 для достижения цели. При этом, в соответствии со статьей 49 ГК РФ и статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности.

Следовательно, Уставом ФИО7 должен быть установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, а сами виды такой деятельности соответствовать его целям.

Наличие в Уставе ФИО7 адвокатов формулировки «всевозможные, не запрещенные законодательством для адвокатских образований виды деятельности» в силу вышеперечисленных норм закона недопустимо.

Согласно абзацу третьему пункта 4.1 Устава члены ФИО7 вправе получать информацию о деятельности ФИО7 в установленном Уставом порядке.

Однако, в нарушение абзаца третьего пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ в Уставе Организации такой порядок не определен.

Согласно абзацу шестому пункта 4.1 Устава члены ФИО7 вправе в случае ликвидации ФИО7 получать часть ее имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, а в соответствии с пунктом 9.6 Устава имущество ФИО7 после удовлетворения требований кредиторов распределяется в равных долях между ее членами.

Однако, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Таким образом, распределение имущества после ликвидации ФИО7 между ее членами действующим законодательством не предусмотрено.

Пунктом 5.4 Устава предусмотрена возможность получения учредителем (членом) ФИО7 части имущества ФИО7 при выходе из состава ФИО7, а также возможность получения наследниками умершего члена ФИО7 денежных средств и имущества, внесенных в виде единовременного вступительного взноса.

Между тем, согласно пункту 6.2 Устава имущество, переданное ФИО7 учредителями, членами ФИО7, являются собственностью ФИО7.

Согласно пункту 11 статьи 22 Федерального закона № 63-ФЗ имущество, внесенное учредителями ФИО7 адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность возврата имущества ФИО7 ее членам при их выходе из ее состава. При этом, имущество, внесенное членами в состав ФИО7, не включается в наследственную массу и не распределяется между наследниками члена ФИО7.

В пункте 6.2 Устава перечислены источники образования имущества ФИО7.

При этом, в нарушение требований подпункта 4 пункта 5 статьи 22 Федерального закона № 63-ФЗ в Уставе ФИО7 не определены направления использования данного имущества (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования).

Пунктом 7.3 Устава предусмотрена возможность представления интересов члена ФИО7 в рамках работы высшего органа - Общего собрания членов ФИО7 иным лицом по доверенности.

Однако, статья 29 Федерального закона № 7-ФЗ связывает правомочность Общего собрания, а также принятие им решений с личным присутствием на общем собрании его членов.

Кроме того, пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ в качестве одного из корпоративных прав предусмотрено исключительное право членов некоммерческой корпоративной организации на участие в управлении ее деятельностью, а пунктом 4 той же статьи - обязанность членов организации участвовать в принятии корпоративных решений.

Членство в некоммерческой корпоративной организации неотчуждаемо, то есть, права членов также не могут быть переданы иным лицам, за исключением случая, когда высший орган некоммерческой организации является представительным в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

Таким образом, проведение заседаний Общего собрания с участием представителей членов Общего собрания по доверенности не допустимо.

В Уставе Организации имеется внутренняя несогласованность норм в части периодичности проведения заседаний Общего собрания, а также условий правомочности его заседаний.

Так, согласно пункту 7.2 Устава Общее собрание созывается не реже одного раза в год, а согласно пункту 7.6 Устава - не реже одного раза в месяц.

В соответствии с пунктом 7.3 Устава Общее собрание считается правомочным в случае присутствия более чем половины от общего числа членов ФИО7, а согласно пункту 7.6 Устава Общее собрание вправе принимать решения, если на его заседании присутствует 2/3 членов ФИО7.

Согласно пункту 7.6 Устава решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании, за исключением решения вопросов о реорганизации и ликвидации и досрочном прекращении полномочий ФИО7.

Между тем, в нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ в Уставе Организации не определен порядок принятия Общим собранием решений по данным вопросам.

Пунктом 7.8 предусмотрена должность ФИО7.

Однако, в нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ в Уставе Организации применительно к ФИО7 не урегулирован порядок назначения (избрания) его на должность, а также срок его полномочий, а также пределы компетенции.

Также действующая редакция Устава ФИО7 не учитывает изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно пункту 1.5 Устава ФИО7 является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации.

Однако согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей членов ФИО7, предусмотренный в пунктах 4.1 и 4.2 Устава не соответствует объему прав и обязанностей членов корпоративного юридического лица, предусмотренному статьями 65.2 ГК РФ, поскольку содержит более узкий перечень правомочий по сравнению с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа управления Организации не отнесено решение следующих вопросов:

- определение приоритетных направлений деятельности ФИО7, принципов образования и использования ее имущества;

- утверждение и изменение устава ФИО7;

- определение порядка приема в состав участников ФИО7 и исключения из числа ее участников;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности ФИО7;

- принятие решений о создании ФИО7 других юридических лиц, об участии ФИО7 в других юридических лицах;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации ФИО7, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора ФИО7.

Несоответствие Устава ФИО7 требованиям законодательства Российской Федерации является грубым нарушением, которое не может быть устранено законным способом ввиду невозможности созыва заседания Общего собрания в связи с отсутствием действующих членов ФИО7.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных нарушений требований действующего законодательства, допущенных ФИО7, имеются предусмотренных законом основания для принудительной ликвидации ФИО7 и исключения ее из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике удовлетворить.

Ликвидировать ФИО7 адвокатов «Защита» Чебоксарского района Чувашской Республики, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, учетный , и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Егорова

Решение16.05.2022