ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-760/2023 от 01.12.2023 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2а-760/2023

УИД: 89RS0006-01-2023-000899-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Муравленко 01 декабря 2023 года

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:председательствующего судьи Петрова А.А., при секретаре судебного заседания Андреевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Файзиеву Шукрулло Хамрокуловичу о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета,

УСТАНОВИЛ

УФНС России по ЯНАО обратилась в суд с административным иском к Файзиеву Ш.Х. о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

В обоснование заявленных требований указано, что у административного ответчика установлена обязанность по представлению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год (по форме 3-НДФЛ) в связи с отчуждением имущества на основании договора купли-продажи. Направленные налоговым органов в адрес административного истца уведомление и требование о необходимости представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 года оставлены без исполнения. В связи с чем 20.01.2022 года вынесено решение о привлечении административного ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с учетов смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен в 2 раза и составил: 4 875 руб. – по п. 1 ст. 119 НК РФ, 6 500 руб. – по п. 1 ст. 122 НК РФ, кроме того, решением налогоплательщику доначислен налог в сумме 65 000 руб. 17.01.2023 года административный ответчик представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой сумма дохода от продажи имущества составила 1 000 000 руб., сумма налогового вычета заявлена в размере 1 000 000 руб., сумма налога, исчисленного к уплате, составила 0 руб. В связи с чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу 29.03.2023 года принято решение о частичной отмене решения от 20.01.2022 года , согласно которому уменьшен налог в размере 65 000 руб., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ, в сумме 6 500 руб. отменен в полном размере, штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, в сумме 4 875 руб. отменен частично и составил 500 руб. с учетом смягчающих обстоятельств.

Административный истец просит взыскать с Файзиева Ш.Х. задолженность в размере 500 руб. – штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ.

До начала судебного заседания Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (УФНС России по ЯНАО) обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве – замене административного истца МИФНС России № 5 по ЯНАО его правопреемником УФНС России по ЯНАО по административному делу № 2а-760/2023 по административному иску МИФНС России № 5 по ЯНАО к Файзиеву Ш.Х. о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (л.д. 60-61).

Основанием к тому является решение УФНС России по ЯНАО от 31.07.2023 года «О реорганизации налоговых органов Ямало- Ненецкого автономного округа», согласно которому МИФНС России № 5 по ЯНАО реорганизована в форме присоединения к другому юридическому лицу (ГРН 2238900465440 от 20.11.2023 года в Едином государственном реестре юридических лиц), правопреемником является УФНС России по ЯНАО (ИНН 8901016000) (л.д. 63-68).

Пунктом 1 ст. 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) предусмотрено, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником.

При таких обстоятельствах надлежащим административном истцом по настоящему делу будет являться УФНС России по ЯНАО (ИНН 8901016000).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, мнение по иску не представил.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание представителя административного истца и административного ответчика не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пункт 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 216 налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в частности, физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

По смыслу п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

На основании п. 4 ст. 217.1 НК РФ в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Таким образом, в случае нахождения имущества в собственности налогоплательщика менее установленного минимального предельного срока владения таким имуществом образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при продаже имущества, а также доли в нем.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 220 НК РФ установлено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

В силу п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 1 ст. 122 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Судом установлено, что налоговым органом выявлена обязанность административного ответчика по предоставлению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год (по форме 3-НДФЛ) в связи с получением дохода от сделки с объектом имущества: квартирой, расположенной по адресу: <адрес> (дата регистрации права: 11.05.2018 года, дата прекращения права: 13.11.2020 года). В связи с чем в адрес Файзиева Ш.Х. административным истцом направлено уведомление от 21.03.2021 года о предоставлении налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2020 год в срок до 30.04.2021 года (л.д. 9), которое было оставлено без исполнения.

Ввиду чего 20.01.2022 года вынесено решение о привлечении административного ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с учетов смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен в 2 раза (пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ) и составил: 4 875 руб. – по п. 1 ст. 119 НК РФ, 6 500 руб. – по п. 1 ст. 122 НК РФ, кроме того, решением налогоплательщику доначислен налог в сумме 65 000 руб. (л.д. 10-12).

Файзиеву Ш.Х. направлено требование от 06.04.2022 года о необходимости уплаты вышеназванных сумм налога и штрафов в срок до 31.05.2022 года (л.д. 14-15), которое им не исполнено.

17.01.2023 года административный ответчик представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой сумма дохода от продажи имущества составила 1 000 000 руб., сумма налогового вычета заявлена в размере 1 000 000 руб., сумма налога, исчисленного к уплате, составила 0 руб. (16-19).

В связи с чем УФНС России по ЯНАО 29.03.2023 года отменено решение МИФНС России № 5 по ЯНАО от 20.01.2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления налога на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 65 000 руб.; привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 6 500 руб., предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленные сроки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 года в виде штрафа в размере в размере 4 375 руб. (4 875 руб.-500 руб.) (л.д. 20).

Таким образом, штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, в сумме 4 875 руб. отменен частично и составил 500 руб., однако до настоящего времени административным ответчиком не уплачен. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Представленный чек-ордер от 16.11.2023 года об оплате административным ответчиком 500 руб. с указанием назначения платежа «Штраф» (л.д. 56) не свидетельствует об обратном.

Федеральным законом от 14.07.2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2023 года, в НК РФ введена статья 11.3, предусматривающая категорию единого налогового счета, который объединяет все налоговые обязательства плательщиков, также введено понятие единого налогового платежа, под которым признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом

В силу п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;

2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;

3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;

4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);

5) пени;

6) проценты;

7) штрафы.

Таким образом, ручная корректировка назначения платежа не имеет правового значения, уплаченная сумма распределяется налоговым органом в счет уплаты налогов, сборов и иных платежей в соответствии с законодательно установленной очередностью.

Согласно сведениям УФНС России по ЯНАО по состоянию на 29.11.2023 года отрицательное сальдо единого налогового счета административного ответчика составляет 53 292 руб. 74 коп., из них: по страховым взносам в размере 43 211 руб.; по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 1 185 руб. 43 коп.; по налогу на имущество физических лиц в размере 1 626 руб. 86 коп., пени в размере 6 769 руб. 45 коп., штрафы в размере 500 руб. Платеж, поступивший 16.11.2023 года, в размере 500 руб. распределен налоговым органом в соответствии с установленной очередностью в следующем порядке: в счет уплаты УСН в размере 14 руб. 57 коп по сроку уплаты 30.11.2022 года; в счет уплаты УСН в размере 300 руб. по сроку уплаты 25.10.2022 года; в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 141 руб. 87 коп. по сроку уплаты 10.01.2022 года; в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 43 руб. 56 коп. по сроку уплаты 10.01.2022 года. Таким образом, по состоянию на 29.11.2023 года Файзиевым Ш.Х. не исполнена обязанность по уплате штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, в размере 500 руб. (л.д 71).

Подпунктом 14 п. 1 ст. 31 НК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Из положений ст. 289 КАС РФ следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей. В данном случае налоговая задолженность на момент обращения за вынесением судебного приказа превышала 10 тысяч рублей.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ).

Требование о взыскании недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам относится к числу требований, по которым может быть выдан судебный приказ.

Следовательно, подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье является надлежащим обращением в суд общей юрисдикции в целях применения нормы п. 3 ст. 48 НК РФ.

Ввиду того, что требование об уплате задолженности не было исполнено административным ответчиком в установленный налоговым органом срок, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций не позднее 31.11.2022 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился до истечения указанного срока. Вынесенный 22.07.2022 года мировым судьей судебный приказ был отменен 27.03.2023 года в связи с представлением Файзиевым Ш.Х. возражения относительно исполнения судебного приказа. Настоящий административный иск в суд поступил 20.09.2023 года, то есть в установленный законом срок.

Исходя из установленных судом обстоятельств, учитывая наличие основания для взыскания суммы штрафа, правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, административные исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

На основании ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взысканию с административного ответчика подлежит государственная пошлина в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 44, 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить.

Взыскать с Файзиева Шукрулло Хамрокуловича, проживающего по адресу: <адрес>, штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской федерации, в размере 500 (пятьсот) руб.

Взыскать с Файзиева Шукрулло Хамрокуловича, проживающего по адресу: <адрес>, в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ А.А. Петров

Мотивированное решение суда составлено 05.12.2023 года. Подлинник решения хранится в деле № 2а-760/2023 (УИД: 89RS0006-01-2023-000899-15) в Муравленковском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа.