ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-761/20 от 29.06.2020 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-761/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Пророковой М.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Автономной некоммерческой организации «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту решения – Управление Минюста России по Ивановской области) обратилось с административным иском к автономной некоммерческой организации «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» (далее по тексту решения - АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо», организация) о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Административные исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик 24.04.2014 зарегистрирован УФНС по Ивановской области в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту решения – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером <***>. Управлением Минюста России по Ивановской области выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 28.04.2014, учётный номер 3714050086. Согласно данным ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) организации: 153023, <...>, генеральным директором организации является ФИО1. Организация действует на основании устава, утвержденного единственным учредителем 25.03.2014. Управлением Минюста России по Ивановской области в результате проведенной проверки деятельности организации выявлены грубые нарушения действующего законодательства, в частности: в нарушение п. 2 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организация не осуществляла деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава; в нарушение пункта 5.4 Устава не созывался высший орган управления организации - Правление (должно созываться по мере необходимости, но не реже двух раз в год); в нарушение пункта 5.3 Устава Правление не утверждало годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, финансовый план; в нарушение пункта 5.1 Устава Правление, генеральный директор, срок полномочий которых составляет 1 год, не переизбирались с момента создания организации (с 25.03.2014). Полномочия указанных органов истекли 25.03.2015, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 6.1 Устава надзор за деятельностью организации учредителем не осуществлялся; в нарушение п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019), организацией бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017 и 2018 годы в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Ивановской области не представлялась; в нарушение п. 1 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бухгалтерская и налоговая отчетность за 2017 год организацией в ИФНС России по г. Иваново не представлялась. Не осуществляя никакой деятельности, руководство организации не решало вопрос о ее ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством. В ходе проверки деятельности организации был осуществлен анализ ее Устава. В результате проверки установлено, что некоторые положения Устава не соответствуют действующему федеральному законодательству: согласно п.п. 5.3 и 5.8 Устава непосредственное руководство деятельностью организации осуществляет единоличный исполнительный орган - генеральный директор, который избирается на должность Правлением, что не соответствует п. 3 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ), согласно которому учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации; положениями ст.ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ предусмотрена исключительная компетенция учредителя организации. Однако уставом организации исключительная компетенция учредителя не предусмотрена; п. 5.3 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления организации (Правления) не соответствует п. 3 ст. 29 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Правления, а именно: определение порядка приема в состав учредителей организации и исключения из состава ее учредителей; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; согласно п. 7.1 Устава решение о преобразовании организации принимается Правлением, что не соответствует п. 7 статьи 123.24 ГК РФ, согласно которому автономная некоммерческая организация может быть преобразована по решению своих учредителей (учредителя). Административным истцом в адрес организации 07.02.2020 за №37/03-11/467 вынесено письменное предупреждение об устранении в срок до 15.04.2020 выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. Однако нарушения не были устранены. Управление Минюста России по Ивановской области 09.04.2020 получено письмо от генерального директора организации - ФИО1 о том, что в настоящее время организация деятельность не осуществляет и не планирует осуществлять в дальнейшем, в связи с чем устранить указанные в предупреждении нарушения для организации не представляется возможным. На основании изложенного, руководствуясь положениями действующего законодательства, Управление Минюста России по Ивановской области просит суд ликвидировать АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» и исключить ее из ЕГРЮЛ.

Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не представил возражений относительно применения такого порядка рассмотрения административного дела, на основании п. 2) ч. 1 ст. 291 КАС РФ суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Из норм ст.ст. 2,10 указанного Федерального закона следует, что одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является автономная некоммерческая организация.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1,2 ст. 14 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3) ст. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Как следует из ч. 5 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Судом установлено, что 24.04.2014 УФНС по Ивановской области в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» с присвоением организации ОГРН <***>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица от 24.04.2014, о государственной регистрации некоммерческой организации от 28.04.2014 <данные изъяты> выпиской из ЕГРЮЛ <данные изъяты> Согласно данным ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) организации: 153023, <...>, генеральным директором организации является ФИО1. Организация действует на основании устава, утвержденного единственным учредителем 25.03.2014 <данные изъяты>

В период с 13.01.2020 по 07.02.2020 на основании распоряжения от10.12.2019 года№ 433-р (л.д. 26-28,29-30) Управлением Минюста России по Ивановской области проводилась плановая документарная проверка деятельности АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо», в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава некоммерческой организации, отраженные в акте проверки № 1 от 07.02.2020 <данные изъяты> в нарушение п. 2 ст.14 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организация не осуществляла деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава; в нарушение пункта 5.4 Устава не созывался высший орган управления организации - Правление (должно созываться по мере необходимости, но не реже двух раз в год); в нарушение пункта 5.3 Устава Правление не утверждало годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, финансовый план; в нарушение пункта 5.1 Устава Правление, генеральный директор, срок полномочий которых составляет 1 год, не переизбирались с момента создания организации (с 25.03.2014). Полномочия указанных органов истекли 25.03.2015, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 6.1 Устава надзор за деятельностью организации учредителем не осуществлялся; в нарушение п.п. 1-2 ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019), организацией бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017 и 2018 годы в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Ивановской области не представлялась; в нарушение п. 1 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бухгалтерская и налоговая отчетность за 2017 год организацией в ИФНС России по г. Иваново не представлялась. Не осуществляя никакой деятельности, руководство организации не решало вопрос о ее ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, в результате проверки установлено, что некоторые положения Устава не соответствуют действующему федеральному законодательству: согласно п.п. 5.3 и 5.8 Устава непосредственное руководство деятельностью организации осуществляет единоличный исполнительный орган - генеральный директор, который избирается на должность Правлением, что не соответствует п. 3 ст. 123.25 ГК РФ, согласно которому учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации; положениями ст.ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ предусмотрена исключительная компетенция учредителя организации. Однако уставом организации исключительная компетенция учредителя не предусмотрена; п. 5.3 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления организации (Правления) не соответствует п. 3 ст. 29 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Правления, а именно: определение порядка приема в состав учредителей организации и исключения из состава ее учредителей; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; согласно п. 7.1 Устава решение о преобразовании организации принимается Правлением, что не соответствует п. 7 статьи 123.24 ГК РФ, согласно которому автономная некоммерческая организация может быть преобразована по решению своих учредителей (учредителя).

Генеральным директором АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» 13.01.2020 в адрес Управления Минюста России по Ивановской области была представлена пояснительная записка, из содержания которой следует, что в проверяемый период с 13.01.2017 по 12.01.2020 организация не осуществляла уставную и финансово-хозяйственную деятельность и не планирует ее осуществлять <данные изъяты>

По итогам проверки в адрес АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» административным истцом 07.02.2020 направлено предупреждение с требованием об устранении нарушений требований действующего законодательства и устава в срок до 15.04.2020 <данные изъяты> Из сообщения генерального директора АНО «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо», направленного в адрес Управления Минюста России по Ивановской области, от 09.04.2020 следует, что он не возражает против ликвидации организации в судебном порядке, поскольку пройти процедуру ликвидации или устранить выявленные в ходе проверки нарушения не представляется возможным <данные изъяты>

Выявленные административным истцом нарушения представителем административного ответчика не оспорены, доказательств их устранения на момент рассмотрения настоящего административного дела не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

В силу п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Аналогичные положения содержатся в ст. 21 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Учитывая, что административный ответчик допустил нарушения федерального законодательства и устава организации, которые не были устранены после вынесенного уполномоченным органом предупреждения, суд полагает, что имеются предусмотренные ст. 61 ГК РФоснования для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Автономной некоммерческой организации «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» и исключения записи о ней из ЕГРЮЛ.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Автономной некоммерческой организации «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Клуб творческой игры «Волшебное кольцо» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Дело № 2а-761/2020