ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-762/16 от 30.06.2016 Кировского городского суда (Мурманская область)

Дело №2а-762/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2016 года г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Чайка О.Н.

при секретаре Личковаха Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области (далее – МИФНС №8, налоговой орган) обратился в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы и пеней за несвоевременную уплату налога. В обоснование иска указал, что ответчик в 2012-2013 годах являлась собственником объекта налогообложения - квартиры по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. ..., с 28.04.2014 по настоящее время является собственником объекта налогообложения - квартиры по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. .... Административному ответчику были направлены налоговые уведомления и требования об уплате налога в связи с их неуплатой в установленный срок. В срок, установленный в требованиях, задолженность по налогу и пени ответчиком не была уплачена. Учитывая, что ответчиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до настоящего времени не исполнена, просит суд взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в сумме ... копейки, пени в сумме ... копейки.

Представитель административного истца о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает. Сообщил, что по состоянию на 30.06.2016 ФИО1 с заявлением о применении налоговой льготы в целях перерасчета налога на имущество к административному истцу не обращалась.

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом телефонограммой и заказной судебной повесткой, направленной по адресу регистрации: г. Кировск, ул. ..., обязанность получить судебную повестку не исполнила, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Согласно телефонограмме административный ответчик полагает, что начисление ей налога на имущество не должно производиться, поскольку собственники жилых помещений, расположенных в поселке Кукисвумчорр города Кировска Мурманской области, освобождаются от налогообложения налогом на имущество.

Суд в соответствии со статьей 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 23 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в 2013 и 2014 годах регулировался Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон №2003-1), действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Согласно статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ, права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями статьи 1 Закона №2003-1, действующей до дня вступления в силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент спорных правоотношений, установлено, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На основании статьи 2 Закона №2003-1 объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на имущество, указанное в статье 2 Закона №2003-1.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона №2003-1 исчисления налогов на строения, помещения и сооружения производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г. Кировск установлены решением Совета депутатов муниципального образования г. Кировска с подведомственной территорией от 22.11.2011 №69 «Об установлении налога на имущество физических лиц» (далее – решение Совета депутатов №69), действовавшим до принятия решения Совета депутатов муниципального образования г. Кировска с подведомственной территорией от 25.11.2014 №93 «Об установлении налога на имущество физических лиц», то есть до 01 января 2015 года.

Пунктом 6 решения Совета депутатов №69 установлено, что исчисление и уплата налога производится в соответствии порядком, установленным статье 5 Закона №2003-1.

Законом №2003-1 срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5).

Пунктом 1 статьи 3 Закона №2003-1 для жилых объектов налогообложения установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: от 30000 до 300000 рублей – 0,1%, от 300000 до 500000 рублей – 0,2%, свыше 500000 рублей – 0,31%.

Согласно пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как установлено в судебном заседании административный ответчик ФИО1 с 20.12.2005 по 02.08.2013 являлась собственником объекта налогообложения - квартиры по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. ..., инвентаризационная стоимость которой в 2012-2013 годах составляла ... копеек (л.д.46,47). С 28.04.2014 по настоящее время административный ответчик является собственником объекта налогообложения - квартиры по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. ..., инвентаризационная стоимость которой в 2014 году составляла ... копейки (л.д.48, 49).

Административный истец направлял административному ответчику налоговые уведомления:

№240762, которым предлагал уплатить налог на имущество за 2012 год в сумме ... копеек в срок до 01.11.2013 (л.д.22),

№319618, которым предлагал уплатить налог на имущество за 2013 год в сумме ... копейка за 7 месяцев, исходя из 1/2 доли, в срок до 05.11.2014 (л.д.17),

№194274, которым предлагал уплатить налог на имущество за 2014 год в сумме ... копеек в срок до 01.10.2015 (л.д.19).

В налоговых уведомлениях расчёт налога на имущество произведён административным истцом исходя из налоговой базы ... копеек за квартиру по ул. ... и налоговой ставки 0,1%, ... копейки за квартиру по ул. ... и налоговой ставки 0,31%.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговый орган выставил ответчику требования:

от 18.11.2013 №7284 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2012 год в сумме ... копеек и пеней в сумме ... копеек в срок до 23.12.2013 (л.д.13),

от 28.08.2015 №6579 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2013 год в сумме ... копейка и пеней в сумме ... копеек в срок до 30.09.2015 (л.д.10),

от 09.10.2015 №7544 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2014 год в сумме ... копеек и пеней в сумме ... копейки в срок до 11.11.2015 (л.д.6).

Согласно пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, процедура направления административного искового заявления считается соблюденной, если административное исковое заявление направлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения последнего требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом сумма задолженности по налогу по всем ранее неисполненным требованиям должна составлять более 3000 рублей.

Судом установлено, что сумма недоимки и пеней по налогу на имущество по требованиям об уплате недоимки за 2012-2014 годы составляет ... копеек, что позволяет административному истцу обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Требованием от 09.10.2015 №7544 административному ответчику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в срок до 11.11.2015, то есть административное исковое заявление подано в установленный законом срок.

Суд не может согласиться с возражениями административного ответчика о том, что начисление ей налога на имущество не должно производиться, поскольку собственники жилых помещений, расположенных в поселке Кукисвумчорр города Кировска Мурманской области, освобождаются от налогообложения налогом на имущество.

Как следует из подпункта «ж» пункта 4 решения Совета депутатов №69, приобщенного к материалам дела, от уплаты налога на имущество освобождены, в том числе граждане – собственники имущества на территории микрорайона Кукисвумчорр – в отношении имущества, находящегося на территории микрорайона Кукисвумчорр. Лица, имеющие право на льготы, указанные в настоящем пункте, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговый орган (л.д.55-56).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству телефонограммой административному ответчику был разъяснен порядок получения налоговой льготы по налогу на имущество. ФИО1 высказала намерение обратиться с заявлением о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган 23.06.2016. Однако, как следует из телефонограммы, переданной представителем административного истца 30.06.2016, с заявление о предоставлении налоговой льготы и перерасчете налога на имущество ФИО1 в налоговый орган не обращалась (л.д. 66).

С подобным заявлением ФИО1 не обращалась к административному истцу и в более ранние периоды (л.д.64). Доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец обоснованно, в соответствии с решением Совета депутатов №69 произвёл ФИО1 начисления налога на имущество за спорные периоды 2012-2014 годы.

Согласно выпискам из лицевого счета административного ответчика сведения о произведенных платежах недоимки и пеней за спорные периоды на дату направления административного искового заявления в суд отсутствуют.

Истцом представлен расчет пеней, подлежащих взысканию с ответчика (л.д.5), который судом проверен, административным ответчиком не оспорен.

Суд соглашается с произведенным истцом расчётом недоимки по налогу на имущество за 2012-2014 год в сумме ... копейки (...) и пеней в сумме ... копейки, расчет которых произведен административным истцом за неуплату налога на имущество за 2012-2014 годы за период с 02.11.2013, 06.11.2014, 02.10.2015 по 09.10.2015.

Таким образом, суд признает исковые требования административного истца обоснованными, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в сумме ... копейки и пени в сумме ... копейки.

Доказательства уплаты спорных сумм недоимки и пеней административным ответчиком в материалы дела не представлены. Административным истцом сообщено, что на дату рассмотрения дела в суде сведения об уплате спорных сумм налога и пеней административным ответчиком в его лицевом счете отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 8 части 1 статьи 5573.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании пункта 1 части 1 статьи 5573.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащая взысканию с ответчика государственной пошлины составляет ... рублей (... х 4%, но не менее ... рублей).

Руководствуясь 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: Мурманская область, город Кировск, улица ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в сумме ... копейки, пени в сумме ... копейки, а всего взыскать ... копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья: О.Н. Чайка