Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 апреля 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Раенгулова А.Б.
при секретаре судебного заседания Акимовой С.Е.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1,, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,, ФИО7,, ФИО8, ФИО9,, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, к НТСН "Север" о признании незаконным бездействие правления, возложении обязанности по рассмотрению заявления, обращения решения к немедленному обращению,
У С Т А Н О В И Л:
Вышеуказанные истцы обратились в суд с административным иском к НТСН "Север" о признании незаконным бездействие правления товарищества в нерассмотрении в порядке действующим законодательством и уставом товарищества, заявления от 13.02.2019, возложении обязанности по рассмотрению данного заявления, обращения решения суда к немедленному обращению. В обоснование заявленных требований административного иска указано, что 13.02.2019 ввиду предстоящего общего собрания членов некоммерческого товарищества "Север" истцы, как члены товарищества, обратились в правление товарищества с коллективным заявлением, в котором просили включить в повестку дня указанного собрания вопросы, которые считают жизненно важными для товарищества. 13.03.2019, по истечении установленного Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневного срока, представитель инициативной группы истцов повторно обратился в правление товарищества с аналогичной просьбой, что также проигнорировано правлением товарищества. С момента получения коллективного заявления 13.02.2019 прошло более 1 месяца, для участия в соответствующем заседании правления товарищества никого из заявителей так и не пригласили, заявление по существу до настоящего времени так и не рассмотрено правлением товарищества. Решение об удовлетворении просьбы либо об отказе в её удовлетворении до настоящего времени не принято, какой-либо письменный ответ в установленном действующим законодательством порядке кому-либо из истцов не дан. Таким образом, по мнению истцов правление товарищества путём описанного бездействия нарушило их права на участие в управлении делами товарищества и на рассмотрение обращения в порядке, установленного действующим законодательством Российской Федерации и уставом товарищества.
Представитель истцов Писаревой, Журба, ФИО1, ФИО4, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО3 – ФИО14, а также истец ФИО2, в судебном заседании на требованиях иска настаивали по доводам изложенным в нем.
Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Журавель, Журба, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 извещенные надлежащим образом в суд не явились.
Представитель ответчика ФИО15 иск не признал, пояснил, что обращение членов товарищества рассмотрено на собрании правления 10.03.2019, а заявители обращения уведомлены о его рассмотрении посредство текстовой рассылки по мобильной связи.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 13.02.2019 истцы, как члены НТСН "Север" обратились в правление товарищества с коллективным заявлением, в котором просили включить в повестку дня вопросы для рассмотрения на предстоящем собрании членов товарищества.
По доводом истцов, с момента получения правлением НТСН "Север" заявления 13.02.2019 прошло более месяца и не рассмотрено по существу правлением товарищества, в связи с этим полагали о нарушении сроков рассмотрения обращения граждан установленных Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также положений устава товарищества.
С данными утверждениями истцов суд не может согласиться, поскольку НТСН "Север" не является организацией, осуществляющей публично значимые функции.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ, данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года N 19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П).
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Согласно уставу НТСН "Север", товарищество - юридическое лицо, основной целью деятельностью которого является обеспечение согласованных действий владельцев и пользователей земельных участков, соблюдение ими требований о целевом использовании земельных участков, организация управления имуществом товарищества и иные вопросы связанные с деятельностью товарищества.
Данных о том, что товарищество, следует отнести к организациям, осуществляющим публично значимые функции, судом не установлено.
В рассматриваемом случае правоотношения между товариществом и его членами, носят гражданско-правовой характер, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
Следовательно доводы истцов о нарушении правлением товарищества сроков и их прав, предусмотренных данным законом, являются необоснованными.
Кроме того уставом НТСН "Север" не предусмотрен порядок дачи ответа на обращение членов товарищества в правление товарищества, и как следствие не имеется оснований утверждать о нарушении правлением товарищества устава по рассмотрению такого обращения.
В то же время судом установлено, что обращение от 13.02.2019 рассмотрено на собрании правления НТСН "Север" 10.03.2019, заявители уведомлены о рассмотрении обращения посредством SMS-рассылки, а текст протокола данного собрания размещен на официальном сайте товарищества.
С учетом изложенного, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1,, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,, ФИО7,, ФИО8, ФИО9,, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, к НТСН "Север" о признании незаконным бездействие правления в нерассмотрении заявления от 13.02.2019, возложении обязанности по рассмотрению заявления, обращения решения к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья А.Б. Раенгулов