ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-763/16 от 20.07.2016 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-763/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2016 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Поляковой Т.В., при секретаре Косульниковой Е.А., административного истца прокурора Герасимовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольчугинского межрайонного прокурора к администрации Кольчугинского района Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выделить финансирование на установку систем видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л :

Кольчугинский межрайонный прокурор Владимирской области обратился в суд с административным исковым заявлением, с учётом уточнений, о признании незаконным бездействия администрации Кольчугинского района Владимирской области, выразившегося в не обеспечении здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19 компенсирующего вида» (далее - МБДОУ «Детский сад №19») системой видеонаблюдения и о возложении обязанности в срок до 01.08.2017 выделить финансирование для установки в учреждении соответствующей системы.

В обоснование иска указано, что к вопросам ведения органов местного самоуправления отнесены, в том числе, вопросы предоставления и организации дошкольного и общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, создании условий для осуществления присмотра за находящимися там детьми, а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации их проявлений. Согласно требованиям действующего законодательства в зданиях и сооружениях с большим количеством посетителей должных быть устроены системы телевизионного наблюдения и другие системы, направленные на обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В ходе проведенной в октябре 2015 года проверки было установлено, что в МБДОУ «Детский сад №19» отсутствует система видеонаблюдения, которая не установлена до настоящего времени. Финансирование МБДОУ согласно уставу осуществляется учредителем, то есть администрацией Кольчугинского района.

Представитель административного истца Герасимова А.А. требования с учетом уточнения поддержала и просила удовлетворить. Сообщила, что с 2012 года, то есть после введения Свода правил на общественные здания и сооружения по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся по установке на первом этаже помещения систем видеонаблюдения, административный ответчик бездействует, что является незаконным.

Представитель по доверенности Административного ответчика Администрации Кольчугинского района Дмитриева Е.В. в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, в иске отказать, представив отзыв по существу иска. Из отзыва следует, что законодательством не предусмотрены конкретные полномочия органов МСУ в сфере участия в профилактике терроризма, и они вправе самостоятельно определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса, а также сроки и объем выделяемых бюджетных средств. Расходные обязательства бюджета устанавливаются органами МСУ самостоятельно. В 2015 году администрацией района согласован план по установке систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях района на период с 2016 по 2020 год. Предпринимаемые администрацией района меры в сфере противодействия террористическим угрозам являются достаточными.

Представитель заинтересованного лица - МБДОУ « Детский сад №19», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, полагал исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, сообщив, что установка системы видеонаблюдения в учреждении запланирована в 2017 году и необходимости в предъявлении иска не имеется.

В связи с этим, согласно ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке.

Изучив административное исковое заявление, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6. 48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 5.2. Приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела учредителем МБДОУ «Детский сад №19» является муниципальное образование «Кольчугинский район» Владимирской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольчугинского района (п. 1.1 Устава МБДОУ « Детский сад №19»).

Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка МБДОУ «Детский сад №19» по соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также об образовании, и установлено отсутствие системы видеонаблюдения в указанном муниципальном бюджетном учреждении.

По данному факту прокуратурой 27.10.2015 в адрес образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого принято решение об установке, выделении бюджетных средств на установку системы видеонаблюдения в конкретном дошкольном образовательном заведении согласно плану на 2018 год. На момент рассмотрения дела система видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад №19» не установлена, несмотря на то, что её наличие предусмотрено действующим законодательством.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности находящихся там детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад №19» существенно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Поскольку существующее правовое регулирование распространяет своё действие с 2012 года, а администрация Кольчугинского района до настоящего времени, то есть более четырех лет не предпринимает должных мер для обеспечения финансирования образовательных учреждений района в целях установления систем видеонаблюдения, то это следует признать бездействием, противоречащим закону.

В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и возложении на ответчика обязанности по выделению финансирования в целях оборудования здания МБДОУ «Детский сад №19» системой видеонаблюдения, поскольку администрация муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование образовательного учреждения.

Предложенный административным истцом срок исполнения административным ответчиком указанного требования до 01.08.2017 суд полагает обоснованным, поскольку он связан с вопросами планирования и распоряжения значительными бюджетными средствами, в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, а доводов и доказательств его недостаточности административным ответчиком не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кольчугинского района по не обеспечению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19 компенсирующего вида » системой видеонаблюдения незаконным.

Обязать администрацию Кольчугинского района выделить до 01 августа 2017 года денежные средства для установки системы видеонаблюдения в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №19 компенсирующего вида», находящийся по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Кольчугинского района в течение одного месяца со дня выделения денежных средств сообщить об этом в Кольчугинский городской суд Владимирской области и Кольчугинскому межрайонному прокурору Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Полякова