ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7641/21 от 06.09.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-7641/21

23RS0041-01-2021-007373-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2021 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

при секретаре Калмазовой И.А.,

при помощнике судьи Трофимовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России №4 по г. Краснодару к Бабехину С,Б, о взыскании задолженности по налогам (сборам),

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России №4 по г. Краснодару обратилась в суд с административным иском к Бабехину С.Б. о взыскании задолженности по налогам (сборам) и пени. В обоснование требований указано, что ответчик является собственником объектов налогообложения. В его адрес направлено уведомление на уплату налогов физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок и в полном объеме требования об уплате взыскиваемых сумм не исполнены в добровольном порядке, в связи с чем на сумму недоимки по налогу начислены пени. Просит суд восстановить пропущенный срок, взыскать с Бабехина С.Б. недоимку по: земельному налогу: налог в размере 94 094 руб., пеня в размере 94,09 руб., земельному налогу: налог в размере 836 руб., пеня в размере 0,84 руб., на общую сумму 95 024,93 рубля.

Представитель административного истца по доверенности Почипова Е.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала

Представитель административного ответчика по доверенности Погорелов Д.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность об уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, Бабехин С.Б. является собственником объектов налогообложения: <данные изъяты>

В адрес Бабехина С.Б. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым административный ответчик уведомлялся о необходимости уплаты земельного налога за 2016 год в размере 108 496 руб., из них 94 094 руб. и 836 руб. за каждый вышеуказанный земельный участок соответственно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно требованию об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику сообщалось о наличии задолженности и пени по налогу на имущество и земельному налогу за 2016 год. Общая сумма задолженности по требованию составила 94 930 руб., а также пени в размере 94,93 руб. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из того, что совокупный срок принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1, 2 статьи 70, пунктами 2, 3 статьи 48 НК РФ, и не может продляться за счёт нарушения установленного законом срока направления требования об уплате налога или произвольного перевыставления такого требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Исходя из статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц за 2016 год подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 70, пунктам 6, 4 статьи 69 НК РФ соответствующее требование об уплате налога подлежало направлению налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки со сроком получения не позднее 6 дней и сроком исполнения не позднее 8 дней, то есть не позднее 1 марта 2018 года со сроком получения не позднее 9 марта 2018 года и сроком исполнения не позднее 21 марта 2018 года.

Следовательно, исходя из пункта 2 статьи 48 НК РФ, административный истец был вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении спорной налоговой суммы не позднее 21 сентября 2018 года. Однако административный истец обратился к мировому судье с таким заявлением только в 2020 году. То есть срок обращения в суд, установленный законом, административным истцом пропущен.

Между тем административный истец с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд не обратился, доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании не предоставил, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 290, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России №4 по г. Краснодару к Бабехину С,Б, о взыскании задолженности по налогам (сборам) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в месячный срок.

Судья: