Дело № 2а-764/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2022 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее МИФНС № 8 по Республике Коми) обратилась в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки.
На основании определения Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 8 февраля 2022 года дело передано по подсудности на рассмотрение в Котласский городской суд Архангельской области.
В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик ФИО1 в период с 26 марта 2004 года по 19 марта 2021 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В силу ст. 419 НК РФ административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, а также в период осуществления предпринимательской деятельности являлся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения. В отношении ФИО1 на основании решения заместителя начальника МИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО проведена выездная налоговая проверка за проверяемый период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 26 февраля 2021 года № о привлечении ИП ФИО1 к ответственности, предусмотренной п.п. 1, 3 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 112469 рублей. Также предложено ИП ФИО1 уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2035234 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 212288 рублей 12 копеек и пени в размере 574837 рублей 31 копейки. Направленные в адрес ФИО1 требования об уплате налоговой недоимки оставлены последним без исполнения. Поэтому просит взыскать с ответчика недоимку в общем размере 1996433 рублей 93 копеек: недоимку по упрощенной системе налогообложения за 2016-2018 годы в размере 1149036 рублей 43 копеек; пени на недоимку по упрощенной системе налогообложения за период с 1 мая 2021 года 18 мая 2021 года, с 26 апреля 2017 года по 26 февраля 2021 года в размере 539864 рублей 14 копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР за 2017-2018 годы в размере 160178 рублей 56 копеек; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР за период с 2 июля 2019 года по 26 февраля 2021 года в размере 34885 рублей 80 копеек; штрафы в общем размере 112469 рублей, а также почтовые расходы в размере 74 рублей 75 копеек. Всего просит взыскать 1996508 рублей 68 копеек.
Представитель административного истца МИФНС № 8 по Республике Коми в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении в отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 1 по АО и НАО в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1, 5 ст. 3 и пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать законно установленные страховые взносы.
В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
Расчетным периодом признается календарный год - ст. 422 НК РФ.
В силу ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, недоимку по страховым взносам.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальныепредприниматели, перешедшие на упрошенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке Главы 26.2 НК РФ. Объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов - по выбору налогоплательщика (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 1,2 ст. 346.19 НК РФ).
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 1,2 ст. 346.21 НК РФ). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, (п.7 ст. 346.21 НК РФ).
По итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют декларацию в налоговый орган по месту жительства в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2 п.1 ст. 346.23 НК РФ).
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, пособия по временной нетрудоспособности, а также платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования в порядке, установленном п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.
Глава 26.3 НК РФ Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст.ст. 346.26-346.33) утратила силу с 1 января 2021 года.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем в период с 26 марта 2004 года по 19 марта 2021 года.
Ответчиком 19 февраля 2021 года представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год, согласно которой сумма авансового платежа по сроку уплаты не позднее 25 апреля составила 27002 рубля, не позднее 25 июля - 16799 рублей, не позднее 25 октября - 14708 рублей, сумма налога к уменьшению - 9984 рубля, общая сумма исчисленного налога за налоговый период составила 48525 рублей.
7 мая 2021 года ответчиком представлена налоговая декларация (корректировка 1) с суммой налога, подлежащего доплате в бюджет в размере 4643 рублей.
В отношении ФИО1 на основании решения заместителя начальника МИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО проведена выездная налоговая проверка за проверяемый период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении ФИО1 положений п. 1 ст. 54.1 НК РФ, выразившиеся в уменьшении налогоплательщиком суммы подлежащего уплате налога в результате совершения действий, направленных на искусственное создание условий по неправомерному использованию специального режима налогообложения в виде ЕНВД.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от 26 февраля 2021 года № о привлечении ИП ФИО1 к ответственности, предусмотренной п.п. 1, 3 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 112469 рублей.
Также предложено ИП ФИО1 уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2035234 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 212288 рублей 12 копеек и пени в размере 574837 рублей 31 копейки.
Данное решение было обжаловано ответчиком в порядке подчиненности, а также в суд.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 24 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 15 декабря 2021 года в удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано.
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования: № по состоянию на 19 мая 2021 года об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и пени, по сроку уплаты до 18 июня 2021 года; № об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и пени, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, пени и штрафов по сроку уплаты до 6 августа 2021 года.
Требования направлены через личный кабинет налогоплательщика на основании ст. 69 НК РФ.
Как следует из искового заявления, по указанным выше требованиям ответчик имеет следующую задолженность: недоимку по упрощенной системе налогообложения за 2016-2018 годы в размере 1149036 рублей 43 копеек (1144393,43+4643) (c учетом переплаты и уменьшения 2026948-14627,28-824045,29-43882); пени на недоимку по упрощенной системе налогообложения за период с 1 мая 2021 года 18 мая 2021 года, с 26 апреля 2017 года по 26 февраля 2021 года в размере 539864 рублей 14 копеек (539850,21+13,93) (с учетом переплаты 539987,51-137,30); недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР за 2017-2018 годы в размере 160178 рублей 56 копеек (с учетом переплаты 212288,12-52109,56); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР за период с 2 июля 2019 года по 26 февраля 2021 года в размере 34885 рублей 80 копеек; штрафы в общем размере 112469 рублей. Всего 1996433 рубля 93 копейки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате взыскиваемых обязательных платежей, пени и штрафов в бюджет.
Сведений об уплате недоимки ответчиком не представлено.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Как видно из материалов дела, 4 октября 2021 года налоговый орган обратился к мировому судье Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по указанным выше требованиям. Заявление подано в срок, установленный ст. 48 НК РФ, судебный приказ вынесен 5 октября 2021 года.
Данный судебный приказ отменен 21 октября 2021 года по возражениям ответчика.
Налоговый орган настоящее административное исковое заявление направил в суд 10 ноября 2021 года, то есть в пределах шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Учитывая изложенное, с ответчика ФИО1 суд взыскивает недоимку в общем размере 1996433 рублей 93 копеек.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 6 ст. 106 КАС РФ почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, отнесены к судебным издержкам, и в силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ входят в состав судебных расходов.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию почтовые расходы административного истца, понесенные в связи с направлением административному ответчику копии искового заявления, в размере 74 рублей 75 копеек, которые подтверждены реестром отправки заказной корреспонденции.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 18182 рублей 17 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: ...., налоговую недоимку в общем размере 1996433 рублей 93 копеек, почтовые расходы в размере 74 рублей 75 копеек, всего взыскать 1996508 рублей 68 копеек.
Взысканную сумму перечислить на реквизиты:
счет №, БИК №, Отделение - НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, ИНН № (Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми):
КБК №, ОКТМО № - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 160178 рублей 56 копеек;
КБК №, ОКТМО № - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 34885 рублей 80 копеек;
КБК №, ОКТМО № - налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 4643 рублей;
КБК №, ОКТМО № - штраф в размере 5307 рублей;
КБК №, ОКТМО № - штраф в размере 5400 рублей;
КБК №, ОКТМО № - пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 13 рублей 93 копеек;
счет №, БИК №, Отделение Архангельск Банка России//УФК по Архангельской области и НАО г. Архангельск, ИНН № (Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми):
КБК №, ОКТМО № - налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1144393 рублей 43 копеек;
КБК №, ОКТМО № - пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 539850 рублей 21 копейки;
КБК №, ОКТМО № - штраф в размере 101762 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» в размере18182 рублей 17 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Е.В. Ропотова
Мотивированное решение составлено 27 мая 2022 года.