ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-765(1 от 22.07.2022 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-765(1)/2022

64RS0034-01-2021-001966-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2022 года п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,

при помощнике судьи Ребровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фокановой Н.А., Богдановой А.А., Филатовой Т.В., Тютюнниковой Н.Е., Юрьева С.Т., Мартынова В.Ф., Пенькова Д.Ю. к председателю Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области Исайчевой Е.В., Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области (далее ТИК), Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий председателя ТИК, о признании незаконным бездействия Комиссии референдума Саратовского муниципального района,

установил:

административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к председателю ТИК Саратовского муниципального района Исайчевой Е.В., Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области и с учетом уточнений, просят:

- признать незаконными действия председателя ТИК Исайчевой Е.В., выразившиеся в проверке данных, не содержащихся в ходатайстве инициативной группы и приложенных к нему документах по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском муниципальном образовании по вопросу преобразования Усть - Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», которая осуществлена в виде направления таблицы с данными, несоответствующими персональным данным членов инициативной группы, указанным в ходатайстве инициативной группы от 07.06.2021 года, в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области,

- обязать председателя ТИК Исайчеву Е.В. не чинить препятствий для выполнения Комиссией референдума требований п.5 ст.36 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно в направлении ходатайства инициативной группы от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума,

- признать незаконным бездействие Комиссии референдума, выразившиеся в не рассмотрении ходатайства от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов и непринятии решения по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском муниципальном образовании по вопросу преобразования Усть - Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»,

- обязать Комиссию референдума выполнить требования п.5 ст.36 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно направить ходатайство инициативной группы от 07.06.2021 г. и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума.

В обоснование требований указано, что 07.06.2021 г. в ТИК подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском муниципальном образовании (далее МО) по вопросу преобразования Усть - Курдюмского МО Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов». Решением ТИК от 21.06.2021г. -р было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области. Причиной для отказа (как указано в решении) послужило не соответствие персональных данных трех членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, сведениям, поступившим из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области от 17.06.2021г.. Указанные административным ответчиком причины не соответствуют действительности и являются надуманными. Считают, что председателем ТИК Исайчевой Е.В. были искажены сведения, а именно паспортные данные членов инициативной группы, что в дальнейшем использовалось для вынесения решения -р от 21.06.2021 г.. Других доводов для отказа в регистрации инициативной группы не указано. Кроме того, указано, что в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве Комиссии референдума. Соответствующая комиссия референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из решений. Однако, Комиссия референдума в настоящем случае не действовала, никаких решений не принимала.

Административные истцы Фоканова Н.А., Тютюнникова Н.Е., Богданова А.А., Юрьев С.Т. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители административного ответчика, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.

Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

На основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Проведение местного референдума регулируется Законом Саратовской области от 12.12.2005г. №121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области».

Согласно ст.5 Закона Саратовской области от 12.12.2005 N 121-ЗСО инициатива проведения референдума принадлежит, в том числе, гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Исходя из положений ст.6 Закона Саратовской области № 121-ЗСО каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Саратовской области (далее - областная комиссия) либо в избирательную комиссию муниципального образования (далее - муниципальная комиссия), которые со дня обращения инициативной группы действуют в качестве комиссий референдума, с ходатайством о регистрации инициативной группы.

В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в областную Думу либо в соответствующий представительный орган муниципального образования;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Аналогичные положения указаны в ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ.

В соответствии с п.1,4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Аналогичные положения указаны в ст.9 Закона Саратовской области от 12.12.2005 г. №121-ФЗ «О референдумах в Саратовской области».

Согласно постановлению Избирательной комиссии Саратовской области от 17.05.2018 г. на территориальные избирательные комиссии в Саратовской области возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Саратовской области по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Саратовской области согласно приложениям.

На основании постановления Избирательной комиссии Саратовской области от 18.12.2020 г. сформирована территориальная избирательная комиссия Саратовского муниципального района с правом решающего голоса.

Согласно Положению о территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района, являющиеся приложением к постановлению избирательной комиссии Саратовской области от 15.01.2007 г. -П, ТИК Саратовского района является государственным органом области.

При проведении референдума Российской Федерации, областного референдума комиссия действует в качестве комиссии референдума.

Комиссия может осуществлять полномочия избирательной комиссии муниципального образования, комиссии по проведению местного референдума на основе постановления избирательной комиссии , принятого по обращению представительного органа муниципального образования.

Основными задачами ТИК является, в том числе организация, подготовка и проведение выборов, референдумов на соответствующей территории в соответствии с возложенными на нее полномочиями.

Установлено, что 07.06.2021 г. в ТИК Саратовского района подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО. Вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум: «Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?». Количество членов инициативной группы составляет 10 человек: Фоканова Н.А., Богданова А.А., Филатова Т.В., Тютюнникова Н.Е., Юрьев С.Т., Ступников А.С., Фролова Т.Н., Мартынов В.Ф., Батура Е.И., Пеньков Д.Ю..

Решением ТИК Саратовского района от 21.06.2021г. -р в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?» отказано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании незаконным бездействия Комиссии референдума, выразившегося в не рассмотрении ходатайства от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов, основаны на неверном толковании правовых норм, поскольку ТИК Саратовского района со дня обращения инициативной группы - 07.06.2021г. действовала в качестве Комиссии референдума, следовательно, решение от 21.06.2021г. -р принято в рамках полномочий Комиссии референдума.

Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 18.12.2020 г. председателем ТИК Саратовского муниципального района назначена Исайчева Е.В., полномочия которой предусмотрены разделом 4 вышеуказанного Положения о территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района.

Изучив полномочия председателя ТИК Исайчевой Е.В., суд приходит к выводу об отсутствии у последней полномочий по проведению проверки персональных данных, содержащихся в документах, представленных в ТИК.

Кроме того, решение ТИК от 21.06.2021г. -р принято членами ТИК Саратовского района с учетом исследованных материалов, а не конкретно председателем ТИК Исайчевой Е.В., следовательно, судом не установлена незаконность действий ТИК Исайчевой Е.В. повлекшая принятие вышеуказанного решения.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Судом установлено, что 25.06.2021 года административные истцы повторно обратились в ТИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть-Курдюмском МО.

Из материалов дела следует, что ходатайство инициативной группы с приложенными документами направлено в Совет Усть - Курдюмского МО для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.

Кроме того, решением Саратовской городской Думы от 27.08.2021г. принято решение о присоединении Усть - Курдюмского МО к муниципальному образованию «Город Саратов».

В соответствии с положениями Закона Саратовской области от 25.11.2021 N 133-ЗСО "О преобразовании Соколовского, Михайловского, Краснооктябрьского, Вольновского, Дубковского, Расковского, Усть-Курдюмского, Александровского муниципальных образований Саратовского муниципального района Саратовской области, муниципального образования "Город Саратов" и внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области" Соколовское муниципальное образование, Михайловское муниципальное образование, Краснооктябрьское муниципальное образование, Вольновское муниципальное образование, Дубковское муниципальное образование, Расковское муниципальное образование, Усть-Курдюмское муниципальное образование, Александровское муниципальное образование Саратовского муниципального района Саратовской области преобразовано путем их объединения с муниципальным образованием "Город Саратов". Перечисленные муниципальные образования Саратовского муниципального района и Саратовский муниципальный район Саратовской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Саратовского муниципального района Саратовской области, Саратовского муниципального района Саратовской области прекращаются со дня вступления в силу настоящего Закона.

Во исполнение вышеприведенного закона, 29.06.2022г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации Совета Усть-Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области, являющегося представительным органом Усть-Курдюмского муниципального образования.

26.05.2022г. ТИК Саратовского муниципального района переименован в ТИК Гагаринского административного района г. Саратова.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Фокановой Н.А., Богдановой А.А., Филатовой Т.В., Тютюнниковой Н.Е., Юрьеву С.Т. Мартынову В.Ф., Пенькову Д.Ю. в удовлетворении исковых требований к председателю Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области Исайчевой Е.В., ТИК Саратовского муниципального района, Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным действий председателя ТИК, о признании незаконным бездействия Комиссии референдума Саратовского муниципального района отказать в полном объеме

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области (29.07.2022 г.)

Судья: