ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7656/2016 от 01.11.2016 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-7656/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи : Шестаковой С.Г.

при секретаре : Кармановой О.В.

с участием: представителя административного истца- ФИО1, представителя административных ответчиков- ФИО2,

01 ноября 2016 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ИП ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области. Согласно подпункту 71 приложения к данному постановлению, размер площади, принадлежащего истцу, нестационарного торгового объекта (павильона), распложенного по адресу: <адрес>, указан 40 кв.м. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 83 постановления администрации городского округа- город Волжский от "."..г.№..., площадь указанного объекта указана 152 кв.м. Фактически площадь торгового павильона по <адрес> составляет 87,53 кв.м. и 29, 33 кв.м.- площадь теневого навеса для ожидания транспорта.

Считает, что редакция подпункта 71 приложения к постановлению администрации городского округа- город Волжский от "."..г.№... в части указания размера площади нестационарного торгового объекта нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем просит признать недействующим указанный подпункт приложения к постановлению администрации городского округа-город Волжский, Волгоградской области в части указания размера площади нестационарного торгового объекта распложенного по адресу: <адрес> - 40 кв.м., обязав ответчика указать в подпункте 71 приложения к оспариваемому постановлению размер площади объекта- 152 кв.м.

Административный истец- ИП ФИО3, будучи надлежаще извещена о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Согласно имеющегося в материалах дела заявления, просила дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителя ФИО1

Представитель административного истца- ФИО1 в судебном заседании поддержал административный иск в полном объеме. Дополнив, что срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемое постановление в настоящее время действует, и в соответствии со статьей 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Представитель административных ответчиков- администрации городского округа- город Волжский, Комитета земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский- ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, мотивируя тем, что ИП ФИО3 без уважительных причин пропущен трехмесячный срок для оспаривания постановления администрации городского округа- город Волжский от "."..г.№.... Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включения ранее существовавших мест размещения нестационарных объектов во вновь утверждаемую схему. "."..г. истек срок действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№..., поэтому постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на срок с "."..г. по "."..г.. Оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Волжский муниципальный вестник» №... от "."..г. и с этого момента вступило в законную силу. В силу пункта 1 приложения №... к Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, которое утверждено Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от "."..г.№... площадь павильона в составе остановки общественного транспорта не может превышать 40,0 кв. м. Во исполнение указанных норм, место размещения нестационарного торгового объекта- павильона для торговли непродовольственными товарами, расположенный по адресу: <адрес>, было включен в схему размещения нестационарных торговых объектов с площадью 40,0 кв. м. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды №... от "."..г. ФИО3 является арендатором земельного участка площадью 40,0кв.м с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования под киоск (площадь 18,0 кв,м.) с теневым навесом (площадь 7,4 кв.м.) в составе остановочного комплекса для торговли непродовольственными товарами(л.д. 101-116).

Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области на срок с "."..г. до "."..г., где в пункте 83 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес>, составляет 152 кв.м. (л.д. 27-30).

Согласно постановлению администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области в новой редакции на срок с момента вступления данного постановления в законную силу до "."..г., где в пункте 92 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес>, составляет 152 кв.м. (л.д. 93-97).

Дополнительным соглашением №... от "."..г. договора аренды земельного участка с ИП ФИО3 от "."..г.№..., в том числе, пункт 1.1. договора аренды изложен в новой редакции, где площадь земельного участка составляет 152,0 кв.м. (л.д. 113-114).

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№... принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, утверждение названной схемы является условием размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.

Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.

Исходя из части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-0 часть 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включения ранее существовавших мест размещения нестационарных объектов во вновь утверждаемую схему.

В соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на срок с "."..г. до "."..г. (л.д. 53-92).

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№... внесены изменения в решение Волжской городской Думы от "."..г.№... «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области»

Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г. Волжского, рассмотрение проекта на заседании коллегиального органа и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Волжского.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Указанное положение также содержится и в п. 7 ст. 33 Устава города Волжского.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» и решение Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№... были опубликованы в газете «Волжский муниципальный вестник» №... от "."..г., являющейся официальным печатным средством массовой информации администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Соответственно, оспариваемое постановление было доведено администрацией до всеобщего сведения.

Администрацией городского округа- город Волжский "."..г. ИП ФИО3 направлен ответ на обращение истца о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, из которого следует, что у ответчика оснований для предоставления в аренду на новый срок указанного земельного участка не имеется (л.д. 122).

В "."..г. ИП ФИО3 Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский направлен проект договора о размещении нестационарного торгового объекта по <адрес> площадью40,0 кв.м., на срок с "."..г. по "."..г. (л.д. 123-128).

"."..г. истец обратилась в КЗР администрации с заявлением о рассмотрении изменений в вышеуказанный договор о размещении нестационарного торгового объекта (л.д. 130-132)

На указанное обращение КЗР администрации городского округа- город Волжский в адрес ИП ФИО3 направлен ответ "."..г. (л.д. 134-135).

"."..г. истцом в КЗР администрации городского округа- город Волжский вновь направлено заявление в котором предложено рассмотреть протокол разногласий, направленный ею "."..г. (л.д. 136).

"."..г. КЗР администрации городского округа- город Волжский направила ИП ФИО3 проекты договоров с протоколами разногласий, с предложением их подписать в срок до "."..г. и вернуть в адрес Комитета для дальнейшего оформления (л.д. 137-142).

"."..г. КЗР администрации городского округа- город Волжский направил ИП ФИО3 уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от "."..г.№...аз (л.д. 133).

Судом установлено, что площадь спорного нестационарного торгового объекта установлена с учетом требований Городского Положения «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области» от "."..г.№..., касающихся формирования архитектурно-градостроительного облика города.

В силу п. 7.5.1. Правил землепользования и застройки формирование архитектурно-градостроительного облика городского округа - город Волжский осуществляется в зоне особого регулирования градостроительной деятельности городского округа - город Волжский. Границы данной зоны определяются вдоль красных линий пр. Ленина и улиц: Оломоуцкая, Энгельса, ФИО4, Мира согласно карте зоны особого регулирования градостроительной деятельности (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...).

В соответствии с пунктом 7.6.1. Правил объекты, земельные участки которых попали в зону особого регулирования градостроительной деятельности, формируют систему городских центров. Территория центров предназначена для прогулок, отдыха, развлечений горожан и должна отличаться от других территорий особым эстетическим содержанием. Архитектурно-градостроительный облик объекта в целом должен отражать внутреннее функциональное наполнение и вызывать у потребителя положительные эмоции (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...).

Согласно п. 2.6. Приложения №... к Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов торговых объектов на территории городского округа -город Волжский Волгоградской области (утв. Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...), нестационарные торговые объекты должны обеспечить свободное движение пешеходов и доступ потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также беспрепятственного подъезда специализированного транспорта при чрезвычайных ситуациях.

Исходя из совокупности указанных норм, оспариваемый подпункт 71 Приложения к постановлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» в части указания площади торгового объекта по адресу: <адрес>, равной 40,0 кв.м, является законным.

Суд считает, что доводы представителя ответчиков о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, основан на неверном толковании норм права.

Так, согласно части 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемое постановление от "."..г.№..., которым орган местного самоуправления устанавливает условия размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования, является действующим нормативным правовым актом, в связи с чем, исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ИП ФИО3

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Индивидуальному предпринимателю ФИО3 в удовлетворении административного иска к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - С.Г. Шестакова

Справка: мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2016 года.

Судья - С.Г. Шестакова