ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7658/19 от 08.08.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-7658/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 08 августа 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Леоновой И.М.,

с участием:

- административного истца Бахваловой Н.В.,

- представителя административного ответчика по доверенности Кургановой О.М.,

при секретаре Стариковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бахваловой Н. В. к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности утвердить схему земельного участка,

установил:

Бахвалова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности утвердить схему земельного участка. Требования мотивированы тем, что с 01.07.2018 ввиду поправки к Закону Вологодской области от 22.11.2011 № 2650-ОЗ у граждан возникает право самостоятельно формировать земельный участок, чем она и воспользовалась, подготовив в дальнейшем схему о расположении земельного участка. В утверждении схемы и предварительном согласовании Бахваловой Н.В. было отказано, поскольку при ее составлении не были учтены требования генерального плана городского округа г. Вологды (решение Вологодской городской Думы от 29.12.2014 № 171 «Об утверждении генерального плана городского округа применительно к территории г. Вологды»). При составлении схемы Бахвалова Н.В. опиралась на утвержденный перечень районов предоставления земельных участков. По генеральному плану территория <адрес> обозначена как жилая зона многоэтажного строительства (5 этажей и долее), по правилам застройки и землепользования данная территория поименована зоной Ж-1 и предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно проекта планировки территории в границах <адрес>, утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 17.06.2015 и публичной кадастровой карте г. Вологды на территории указанного земельного участка невозможно многоэтажное строительство, поскольку там будет проложена асфальтовая дорога вдоль участка до грунтовой дороги <адрес>, оставшаяся площадь мала для строительства полноценного многоэтажного дома. Трехэтажный жилой дом по адресу: <адрес> фактически был построен с нарушением зонирования по плану землепользования и застройки (3-этажный жилой дом на участке для застройки индивидуальными жилыми домами) и нарушением генерального плана (3-этажный дом в зоне строительства 5-этажных и выше).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит:

- признать незаконным распоряжение начальника Департамента Градостроительства Администрации г. Вологды от 05.04.2019 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- возложить на Департамент Градостроительства Администрации г. Вологды обязанность утвердить схему расположения и согласовать предоставление спорного земельного участка для последующего проведения кадастровых работ.

В судебном заседании истец Бахвалова Н.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Курганова О.М. возражала относительно удовлетворения исковых требований.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Администрация г. Вологды в силу норм статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда».

В силу части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 указанной статьи).

Согласно части 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка согласно пункту 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исследовав материалы дела, проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Департамент градостроительства администрации г. Вологды, изучив заявление Бахваловой Н.В. о предварительном согласовании земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обоснованно пришел к выводу о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена с нарушением требований, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Указанное подтверждается имеющейся в материалах дела схемой расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. по <адрес>.

Согласно пункту 2.1.3.1 генерального плана городского округа применительно к территории г. Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 № 171 (с последними изменениями), жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами указанными в наименованиях зон. Указанная функциональная зона включает в себя: малоэтажную жилую застройку (до 3-х этажей); среднеэтажную застройку многоквартирными жилыми домами (5 этажей и выше); застройку многоэтажными жилыми домами (5этажей и выше). Таким образом, в зоне застройки с многоэтажными жилыми домами допускается строительство многоэтажных жилых домов высотой 5 этажей и выше, индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.

Реализуя предоставленные законом полномочия по распоряжению земельными участками, органы местного самоуправления обязаны соблюдать основные принципы градостроительной деятельности, в том числе принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

В силу пункта 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 утвержден Генеральный план городского округа применительно к территории г. Вологды. Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим основные направления развития территории городского округа. Следовательно, земельные участки должны образовываться с учетом требований указанного документа.

В соответствии с генеральным планом городского округа применительно к территории г. Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.

С учетом изложенного, исковые требования Бахваловой Н.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Бахваловой Н. В. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2019 года.