Дело № 2а-765/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 августа 2019 года пгт. Кировское Кировский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д., при секретаре Асановой Э.Р. с участием прокурора Ялуниной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Старый Крым Кировского района Республики Крым) о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым, обязании зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым, обязании зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым, указав, что Территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято решение «Об исключении кандидата из заверенного списка в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Полагает, что данное решение затрагивает законные права административного истца. Административный истец полагает, что он является не судимым в установленном законом порядке. При подаче заявления административным истцом указывалось, что судим: 1) ДД.ММ.ГГГГ судим Кировским РС АР Крым ст.364 ч.2, ч.1 ст. 197 УК Украины к трем годам с отсрочкой приговора. ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Украины приговор отменен. 2) ДД.ММ.ГГГГ осужден Феодосийским ГС АР Крым по ст.364 ч.2 и ч.1 ст. 197 к трем годам и шести месяцам с испытательным сроком два года. ДД.ММ.ГГГГ приговором Феодосийского ГС АР Крым признан не судимым по Кировскому району. 3) ДД.ММ.ГГГГ Кировским РС АР Крым приговор об уголовной ответственности отменен полностью. Гражданином Российской Федерации административный истец стал ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента и по настоящее время не привлекался к уголовной ответственности по законам Российской Федерации, и в отношении административного истца не выносился обвинительный приговор в установленном законом порядке. Административный истец просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением «Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу, ФИО1. Обязать Территориальную избирательную комиссию Кировского района Республики Крым зарегистрировать ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, кандидатом из заверенного списка кандидатов в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Административный истец в судебное заседание явился, поддержал доводы административного искового заявления, просил удовлетворить. Представитель административного ответчика, заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым ФИО2 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований. Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Ялуниной Н.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу. Установлено, что ФИО1 был включен в список кандидатов в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва по единому избирательному округу избирательным объединением Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации». Список кандидатов в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутый избирательным объединением Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» по единому избирательному округу, заверен решением территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, в количестве 11 человек. В состав списка кандидатов в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» по единому избирательному округу, включен кандидат ФИО1. Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Законом Республики Крым от 05.06.2014 № 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым". Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Аналогичные положения содержатся и в части 2 статьи 40 Закона Республики Крым от 05.06.2014 N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым", где указано, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Понятие «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Названное требование закона было соблюдено ФИО1 наличие судимостей отражено в его заявлении (л.д.12-13), что не оспаривалось в судебном заседании административным ответчиком. Вместе с тем, проверив представленные сведения Территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Старый Крым Кировского района Республики Крым) было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 исключен из заверенного решением территориальной избирательной комиссией Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ списка кандидатов в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением «Крымским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Территориальная избирательная комиссия Кировского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Старый Крым Кировского района Республики Крым) исходила из того обстоятельства, что решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам апелляционного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт отсутствия пассивного избирательного права у ФИО1 ввиду совершения тяжкого преступления, за которое ФИО1 был осужден Феодосийским городским судом АР Крым ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из сведений, представленных информационным центром МВД России по Республике Крым ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден приговором Феодосийского городского суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 364 Уголовного кодекса Украины и по части 1 статьи 197.1 Уголовного кодекса Украины к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев с лишением права занимать организационно-распорядительные и административно-хозяйственные должности сроком на 2 года и 6 месяцев. На основании статей 75 и 76 Уголовного кодекса Украины освобожден от отбывания основного назначенного наказания с испытательным сроком 2 года. Исходя из сведений, содержащихся в письме МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским городским судом АР Крым за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины, а именно злоупотребление властью или служебным положением, повлекшие тяжкие последствия (тяжкое преступление, ч. 3 ст.286 УК РФ), а также предусмотренное ч.1 ст. 197.1 УК Украины, а именно самовольное занятие земельного участка (преступление небольшой тяжести Украины, административная ответственность ст. 7.1 КРФоАП), приговорен к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, с правом занимать должности, сроком на 2 года 6 месяцев и штрафом в размере 3400 гривен, на основании ст. 75 УК Украины от отбывания наказания освобожден с испытательным сроком 2 года (приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 5 мая 2014 № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального, кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» ранее не судим в соответствии с п. «а» ч.3 ст. 86 УК РФ (судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ). Обстоятельства, установленные приговором Феодосийского городского суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривались административным истцом в судебном заседании. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.05.2014 N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" вступившие в законную силу судебные решения, принятые на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, имеют ту же юридическую силу (в том числе для целей исполнения уголовного наказания), что и судебные решения, принятые на территории Российской Федерации. В силу подпункта "а.1" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости. Аналогичные нормативные положения закреплены в подпункте 2 пункта 5 статьи 7 Закона Республики Крым от 05.06.2014 N 17-ЗРК (ред. от 05.06.2019) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым". В соответствии с частью 1 статьи 364 Уголовного кодекса Украины злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения любой неправомерной выгоды для самой себя или другого физического или юридического лица использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Согласно части 2 статьи 364 Уголовного кодекса Украины то же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан. Исходя из части 4 статьи 12 Уголовного кодекса Украины тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок не более десяти лет. Таким образом, исходя из категорий, определенных в Уголовном кодексе Украины, преступление, совершенное ФИО1 относится к числу тяжких преступлений. Действующим уголовным законодательством Российской Федерации за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства также установлена уголовная ответственность частью 1 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации. При этом, пунктом «в» части 3 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены с причинением тяжких последствий, - в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Указанное преступление, в соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации также относится к категории тяжких преступлений. Исходя из пункта 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поскольку с момента погашения судимости у ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) прошло менее десяти лет, то пассивное избирательное право у него отсутствует. В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в регистрации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды. Поскольку право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц, в отношении него, исходя из конституционно значимых целей повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, могут вводиться более строгие, чем в отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности. По своей природе в системе действующего правового регулирования ограничение пассивного избирательного права лиц, осужденных в прошлом к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку носит не уголовно-правовой, а конституционно-правовой характер и сопряжено с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной власти. Такое ограничение, не указываемое в приговоре в качестве наказания, в силу закона применяется как следующее самому факту осуждения к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, не будучи уголовным наказанием, тем не менее является общеправовым последствием судимости, которая за пределами уголовно-правового регулирования приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. Довод ФИО1 о том, что приговор, вынесенный на территории иностранного государства не подлежит учету, так как ранее он не судим как гражданин РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку деяние, за которое ФИО1 был осужден (превышение должностных полномочий) на день подачи заявления о согласии баллотироваться признается тяжким преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (пункт «в» части 3 статья 286). С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности вынесенного Территориальной избирательной комиссией Кировского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Старый Крым Кировского района Республики Крым) решения № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными. Поскольку суд пришел к выводу о законности решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Старый Крым Кировского района Республики Крым) № от ДД.ММ.ГГГГ, то оснований для удовлетворения административного искового заявления не усматривается. Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Кировского района Республики Крым, обязании зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Старокрымского городского совета Кировского района Республики Крым, оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2019 года. Судья: Г.Д. Церцвадзе |