ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-765/2021 от 22.07.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2021 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Давыдовой Н.В.,

при секретаре Меркуловой Е.С.,

с участием административного истца – старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,

представителя административного ответчика администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-765/2021 по

административному исковому заявлению Богородицкого межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, о понуждении к принятию мер по приведению земельного участка, выделенного многодетной семье, в соответствии с требованиями законодательства,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по вышеизложенному основанию, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в администрации муниципального образования Богородицкий район.

В ходе указанной проверки установлено, что требования законодательства на территории МО Богородицкий район соблюдаются не в полной мере.

Так, на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность, бесплатно состояли в 2019 году - 688 семей, в 2020 году - 712 семей.

Количество многодетных семей, которым предоставлены земельные участки в собственность бесплатно в 2019 году - 10, в 2020 году- 5.

Постановлением администрации МО Богородицкий район от 09.10.2012 года утвержден перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В указанный перечень включено 8 земельных участков.

Проверкой установлено, что указанные земельные участки в Перечень бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности или бюджетных инвестиций не включены.

Какие - либо мероприятия, направленные на обеспечение инфраструктурой указанных территорий не проводятся, денежные средства на проведение строительных работ, не предусмотрены.

При этом, в нарушение требований законодательства, администрацией муниципального образования Богородицкий район не разработан и не осуществлен комплекс мер по обеспечению земельных участков, предоставленных из Перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, объектами инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.

По выявленным нарушениям и.о. Богородицкого межрайонного прокурора главе администрации МО Богородицкий район 24.08.2020 года было вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Во исполнение требований представления администрацией муниципального образования Богородицкий район разработан нормативно- правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для ИЖС земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Однако до настоящего времени земельные участки, выделенные для ИЖС многодетным семьям не оборудованы объектами инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.

По изложенным основаниям просит суд обязать администрацию МО Богородицкий район Тульской области принять исчерпывающие меры по приведению земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , выделенных многодетным семьям в соответствии с требованиями законодательства, а именно обеспечить возможность подключения к объектам инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям в срок до 01.01.2022 года.

В дальнейшем Богородицкий межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, представив в суд уточненное исковое заявление, в котором указал, что в нарушение требований законодательства, администрацией муниципального образования Богородицкий район не разработан и не осуществлен комплекс мер по обеспечению земельных участков, предоставленных из Перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, объектами инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.

Так, на основании постановления главы администрации МО Богородицкий район, многодетной семье ФИО4 предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок, площадью 1200 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, участок .

Однако земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры (газо-, водоснабжение).

На основании изложенного, просил: обязать администрацию МО Богородицкий район Тульской области принять меры по приведению земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, участок , в соответствии с требованиями законодательства, а именно обеспечить возможность подключения к объектам инженерной инфраструктуры (газо-, водоснабжение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям в срок до 01.07.2022 года.

29 июня 2021 года Богородицким районным судом Тульской области было вынесено определение о переходе к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерникова Д.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных требований прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".

Согласно ст.2 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей", земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области (далее – земельные участки) предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).

Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.

Как следует из ч.1 ст. 2.2. Закона Тульской области №1708-ЗТО, многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием.

Согласно ч. 2,3 ст. 3 указанного закона N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей"(введена Законом Тульской области от 31.03.2016 N 18-ЗТО), в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) Перечни земельных участков, утвержденные правительством области, в течение десяти календарных дней со дня их утверждения подлежат опубликованию в газете "Тульские известия", а также размещению на официальном портале правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Перечни земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения направляются правительством области в орган местного самоуправления муниципального образования город Тула для разработки и обеспечения комплекса мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры. Перечни земельных участков, утвержденные органами местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. После официального опубликования Перечней органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры. Перечней земельных участков в течение пяти рабочих дней со дня утверждения передаются правительством области, органами местного самоуправления, указанными в части 1 настоящей статьи, в уполномоченный орган.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4, п.5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Богородицкий район, организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), относится к вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии с Соглашением о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления МО город Богородицк Богородицкого района органам местного самоуправления МО Богородицкий район от 15.11.2012 года , утвержденного решением Собрания депутатов МО город Богородицк Богородицкого района от 26.10.2012 г. № 1-7, полномочия органов местного самоуправления город Богородицк Богородицкого района осуществляет администрация МО Богородицкий район.

Как следует из ответа главы администрации МО Богородицкий район ФИО7 от 31.08.2020 года на имя и.о. прокурора Богородицкого района ФИО8, количество многодетных семей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно: в 2019 году- 688; в истекшем периоде 2020 года - 712. Количество многодетных семей, которым предоставлены земельные участки: в 2019 года- 10, в истекшем периоде 2020 года - 5, в том числе 3 (<адрес>), 2 (<адрес>). Перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена утверждены постановлениями администрации МО Богородицкий район. Указанные земельные участки в Перечень бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности или бюджетных инвестиций - не включены; денежные средства на проведение строительных работ - не выделялись. Земельные участки, выделенные для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные на территории муниципального образования Богородицкий район, подъездными путями, отвечающими требованиям безопасности в области дорожного движения, объектами инженерной инфраструктуры - не обеспечены.

На основании постановления администрации муниципального образования Богородицкий район от 09.10.2012 года "Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющим трех в более детей", земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, участок , вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно перечню земельных участков, предоставленных многодетным гражданам в собственность бесплатно, утвержденному администрацией МО Богородицкий район, многодетной семье ФИО4 21.09.2018 года предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1200 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, участок . Инфраструктура отсутствует.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельного участка с кадастровым номером в собственность семье ФИО4, обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Кроме того, установлено, что орган местного самоуправления не осуществляет действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов.

Учитывая изложенное, суд руководствуясь положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2-2, ст. 3 Закона N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей", статьей 16 Федерального закона от 16 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходит из того, что предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище. В связи с этим, на администрацию следует возложить обязанность принять меры по приведению земельного участка выделенного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с требованиями законодательства.

В связи с изложенным, суд считает административное исковое заявление Богородицкого межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к принятию мер по приведению земельного участка, выделенного многодетной семье, в соответствии с требованиями законодательства, законным, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

уточненное административное исковое заявление Богородицкого межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к принятию мер по приведению земельного участка, выделенного многодетной семье, в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию МО Богородицкий район Тульской области принять меры по приведению земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, участок , в соответствии с требованиями законодательства, а именно обеспечить возможность подключения к объектам инженерной инфраструктуры (газо-, водоснабжение) до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям в срок до 01.07.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2021 года.