ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-765/2022 от 17.03.2022 Томского районного суда (Томская область)

№ 2а-765/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2022 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Сабылиной Е.А.,

при секретаре Васильевой Н.Е.,

помощник судьи Юкова Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Томского района Томской области Репях О.В., представителя административного ответчика Кравцовой И.В., представителя заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Туленковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор /../ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «/../» в лице администрации /../ о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированного объекта размещения твердых коммунальных отходов

площадью 7,8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../ государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /../

площадью 30 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /../

площадью 8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /../

площадью 2677 кв.м. расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../ государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1/../

о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированный объект размещения твердых коммунальных отходов

площадью 7,8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

площадью 30 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /.../, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

площадью 8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /.../

площадью 2677 кв.м. расположенного на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0100040:2030, государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1: /../

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой /../ на основании информации, поступившей из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /../, проведена проверка по факту непринятия администрацией /../ мер по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов в окрестностях /../. На территории /../, в случае выявления на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, фактов несанкционированного размещения отходов, собственник которых не установлен, органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов обязаны выполнять мероприятия по очистке данных территорий. На территории /../ межселенные территории отсутствуют. В ходе проверки в окрестностях /../ обнаружены объекты несанкционированного размещения отходов: объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 7,8 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /.../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /../,

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 30 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 8 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /.../

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 2677 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0100040:2030, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка /../

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами /.../ не разграничена. В соответствии с актом мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /../ от /.../ № ПРО-138 морфологический состав обнаруженных отходов включает, в том числе, твердые коммунальные отходы. Ранее прокуратурой района по результатам рассмотрении обращения гражданина в адрес /../ внесено представление в связи с неприятием мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. До настоящего времени администрацией /../ меры по ликвидации объектов несанкционированного размещения отходов не приняты. Несанкционированные объекты размещения отходов в окрестностях /../, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами /.../, государственная собственность на которые не разграничена, свидетельствуют о том, что администрацией /../ обязанности, установленные действующим законодательством, не выполняются. Непринятие администрацией /../ мер по ликвидации указанных объектов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории /../, в условиях пожароопасного сезона способствует созданию пожароопасной обстановки, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской права неопределенного круга лиц, в том числе, право на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора /../ Репях О.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика муниципального образования «/../» в лице администрации /../ Кравцова И.В., действующая на основании доверенности от /...//.../, полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /../ Туленкова А.Н., действующая на основании доверенности /.../ от /.../, поддержала позицию административного истца.

Заинтересованное лицо УМП «Спецавтохозяйство /../», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица УМП «Спецавтохозяйство /../».

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, ознакомившись с отзывом на административное исковое заявление, возражением на отзыв представителя административного ответчика муниципального образования «/../» в лице администрации /../ Кравцовой И.В., отзывом на административное исковое заявление представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /../ Туленковой А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, прокурор /../ ссылается на то, что размещение на территории поселения свалки ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, в условиях начала пожароопасного сезона способствует созданию пожароопасной обстановки, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от /.../ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от /.../ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от /.../ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от /.../ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от /.../ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от /...//.../-П).

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Из материалов дела следует, что прокуратурой /../ проведена проверка по факту непринятия администрацией /../ мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов в окрестностях села /../.

В ходе проверки выявлены места несанкционированного размещения отходов в окрестностях села /../ твердые коммунальные отходы, строительные отходы, ветви деревьев, бревна, отработанные автомобильные покрышки.

Данное обстоятельство подтверждается актами мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями № /.../ от /.../, фототаблицами, составленными Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /../

/..//.../ вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в отношении указанных участков.

Согласно акту проверки прокуратуры /../ от /.../, в ходе проверки в окрестностях /../ обнаружены объекты несанкционированного размещения отходов:

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 7,8 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /../

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 30 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка /../

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 8 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /.../

объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 2677 кв.м (объект /.../), расположен на земельном участке с кадастровым номером /../, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1: /../

Данное обстоятельство также подтверждаются фототаблицей к акту проверки (съемка от /.../).

Государственным инспектором /../ и /../ по охране и использованию земель К. составлен обмер площади земельных участков и ведомость координат точек свалки. Из перечисленных доказательств, следует, что несанкционированное размещение отходов расположено на землях неразграниченной государственной собственности.

Перечисленные доказательства административным ответчиком не опровергнуты. Доказательств, которые позволили бы установить собственника отходов, не представлены.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от /...//.../-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельным кодексом Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона от /.../ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от /.../ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от /.../ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Доказательств принадлежности земельных участков, в вышеуказанных границах, какому-либо лицу на праве собственности, аренды или ином праве, также не предоставлено.

Исходя из изложенного, на территории /../ в случае выявления на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, фактов несанкционированного размещения отходов, собственник которых не установлен, органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов обязаны выполнять мероприятия по очистке данных территорий.

Принимая во внимание, что несанкционированное место размещения отходов образовалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенном на территории Томского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации несанкционированных объекты размещения твердых коммунальных отходов на администрацию /../, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.

Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от /.../ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах,не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о доказанности факта наличия на перечисленных территориях /../ несанкционированных объектов размещения отходов, что является нарушением статьи 12 Федерального закона от /.../ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на их территории, непринятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированного объекта размещения отходов свидетельствует о незаконном бездействии муниципального образования «/../» в лице администрации /../, в связи с чем административный иск прокурора /../ подлежит удовлетворению.

В силу положений ч.1.1. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если указанным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Выявленное прокурором и установленное судом бездействие административного ответчика носит длящийся характер, и обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов не прекратилась.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая объем работы, погодные условия, считает необходимым установить срок выполнения административным ответчиком вышеуказанной обязанности, испрашиваемый истцом, а именно шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, полагая его достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора /../ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «/../» в лице администрации /../ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «/../» /../ в лице администрации /../, выразившееся в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированных объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, расположенных на землях не разграниченной государственной собственности в /../:

на земельном участке с кадастровым номером /.../ государственная собственность на который не разграничена, площадью 7,8 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 30 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

на земельном участке с кадастровым номером /.../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 8 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /../.

на земельном участке с кадастровым номером /.../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 2677 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1: /../

Обязать муниципальное образование «/../» /../ в лице администрации /../ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, расположенные на землях не разграниченной государственной собственности в /../:

на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 7,8 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /.../

на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 30 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – точка 1: /../

на земельном участке с кадастровым номером /.../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 8 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов – /../.

на земельном участке с кадастровым номером /../, государственная собственность на который не разграничена, площадью 2677 кв.м, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1/../

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий /подпись/ Сабылина Е.А.

Мотивированное решение составлено 31.03.2022

Копия верна

Подлинник подшит в гражданском деле № 2а-765/2022

Судья Сабылина Е.А.

Помощник судьи Юкова Н.В.

УИД 70RS0005-01-2022-000447-40