ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-765/20221 от 29.09.2021 Валдайского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а – 765/20221

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Павлюк Е.В.,

при секретаре Ражевой А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – администрации Валдайского муниципального района Новгородской области ФИО2,

представителя заинтересованных лиц – УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого помещения многоквартирного дома установленным требованиям,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии от 16 августа 2021 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома), требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В обоснование заявления ФИО1 указал, что является пенсионером УФСИН России по Новгородской области, с 1992 года состоит на очереди по улучшению жилищных условий, поскольку проживает в неблагоустроенном жилье, без отопления, воды и вентиляции.

В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной министерством строительства России от 09 сентября 2020 года № 17-П/05, по результатам проведения проверки его жилищных условий включен в сводный список граждан-участников этой программы на получение государственного жилищного сертификата, в списке числится под № 1. Для оформления сертификатного дела жилищной комиссией была проведена проверка его жилищных условий. Перед выдачей сертификата ФСИН России затребовала проведение дополнительной проверки жилищных условий, администрацией Валдайского муниципального района была создана межведомственная комиссия. 17 марта 2021 года межведомственная комиссия обследовала квартиру, заключение комиссии было им оспорено в судебном порядке. Решением Валдайского районного суда от 24 мая 2021 года заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Валдайского муниципального района от 17 марта 2021 года, признано незаконным и отменено, на администрацию Валдайского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление от 04 марта 2021 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным или непригодным для проживания. 16 августа 2021 года межведомственная комиссия повторно обследовала его квартиру. Был составлен акт обследования жилого помещения, в котором указано отсутствие в квартире горячего и холодного водоснабжения, отопление печное частично демонтировано и частично в неисправном состоянии, канализация-септик, отсутствие вентиляции в акте не указано, указанное состояние полов и потолков не соответствует действительности. На основании акта комиссия приняла заключение 16 августа 2021 года об отсутствии оснований для признания жилого помещения не пригодным для проживания. С указанным актом обследования и заключением межведомственной комиссии не согласен, поскольку в его квартире какое-либо водоснабжение отсутствует, отсутствуют вентиляция и центральное отопление, печь находится в аварийном состоянии, пользоваться печью нельзя, вынужден отапливать квартиру электроприбором. В оспариваемом акте ничего не сказано о наличии либо отсутствии вентиляции, в то время как наличие вентиляции одно из требований, предъявляемых к жилому помещению. Считает заключение необъективным, незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указанные в акте члены комиссии провели визуальный осмотр квартиры, эксперт, имеющий право проведения обследования и заключения по вопросам состояния объектов недвижимости к участию в комиссии не привлечен. Главный специалист-эксперт ФИО5, принимавшая участие в работе комиссии, является специалистом Роспотребнадзора, знаниями об оценке недвижимости не обладает. При проведении обследования жилого помещения нарушена процедура его проведения, поскольку обследование жилого помещения проводилось комиссией без участия эксперта, что является грубым нарушением закона. Заключение комиссии противоречит Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года . В доме отсутствует система централизованной канализации и водоснабжения, как холодного, так и горячего, отсутствует вентиляция и центральное отопление, печь требует капитального ремонта и не эксплуатируется, помещение не отапливается.

Представитель ответчика – администрации Валдайского муниципального района Новгородской области ФИО2, возражала против удовлетворения заявленных требований, 05 апреля 2016 года между администрацией и административным истцом был заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым ФИО1 предоставлено помещение. Проведение экспертного заключения специалистами-экспертами, имеющими соответствующую квалификацию и право на проведение экспертных исследований в обязанности администрации не входит и указанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, не предусмотрено. ФИО1 вправе как наниматель жилого помещения заказать экспертизу квартиры в экспертном учреждении и оплатить её. Текущий ремонт жилого помещения наниматель обязан производить самостоятельно и за счет собственных средств. Капитальный ремонт производит наймодатель на основании заявления гражданина, однако с соответствующими заявлениями ФИО1 не обращался.

Представитель заинтересованных лиц –УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России - ФИО3 полагала в судебном заседании, что требования ФИО1 не обоснованы, дело о выдаче сертификата ФИО1 приостановлено, поддержала письменные отзывы на административное исковое заявление, в которых анализируя требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, указано на отсутствие оснований к сомнению в выводах комиссии от 16 августа 2021 года.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).

Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В силу пунктов 42, 46, 47 названного Положения указанная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимая по результатам рассмотрения заявления или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решение либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

05 апреля 2016 года между администрацией Валдайского муниципального района и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения , с дополнительным соглашением от 09 января 2018 года, по условиям которого Администрация передала нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 40,3 кв.м, жилой площадью 24,9 кв. м, по адресу: <адрес>.

ФИО1 включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной министерством строительства России от 09 сентября 2020 года , что установлено и подтверждается материалами дела, не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

В оспариваемом заключении от 16 августа 2021 года указано, что межведомственная комиссия назначена постановлением администрации Валдайского муниципального района от 15 июня 2015 года.

Административным ответчиком суду представлено постановление от 06 апреля 2021 года о внесении изменений в состав межведомственной комиссии, созданной постановлением от 15 июня 2015 года, по вопросам признания помещения жилым помещением, пригонным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 06 апреля 2021 года утвержден состав межведомственной комиссии.

Из акта обследования жилого помещения от 16 августа 2021 года, следует, что в составе комиссии принимала участие ФИО4, которая постановлением администрации Валдайского муниципального района от 06 апреля 2021 года в состав межведомственной комиссии не включена. ФИО4 принимала участие в работе комиссии по выдаче оспариваемого заключения.

Основания послужившие к выводам, изложенным в заключении комиссии, в акте отсутствуют. Осмотр жилого помещения проведен визуально, соотносится со сведениями в техническом паспорте на квартиру, составленном 02 июня 2016 года. Оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом в акте и в выводах комиссии не отражены, фактические основания, по которым комиссия пришла к выводам о состоянии жилого помещения в акте не приведены.

Таким образом, процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при осмотре жилого помещения принимал участие специалист, участие которого постановлением администрации о создании межведомственной комиссии не предусмотрено. Кроме того, при проведении комиссионного обследования жилого помещения какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, оценка результатов проведенного обследования сделана на основании визуального осмотра, специалист, имеющий право и обладающий специальными познаниями в области оценки технического состояния объектов недвижимости, к участию в работе комиссии не привлекался.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии нарушений процедуры проведения и оценки соответствия жилого помещения, установленным в Положении требованиям, считает необходимым признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии от 16 августа 2021 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по рассмотрению заявления ФИО1 и возложить обязанность рассмотреть заявление ФИО1 провести оценку соответствия помещения установленным и принять решение, соответствующее требованиям пункта 47 вышеназванного Положения о соответствии <адрес> в <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Возлагая на межведомственную комиссию такую обязанность, суд не предрешает существо решения, которое должно быть принято.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии от 16 августа 2021 года об оценке соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, по рассмотрению заявления ФИО1.

На администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области возложить обязанность в установленный срок повторно с соблюдением требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, рассмотреть вопрос о соответствии <адрес> в <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.

Судья: Е.В. Павлюк

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна: судья Е.В. Павлюк