ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7665/19 от 18.10.2019 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-7665/19

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 октября 2019 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием представителя административного истца Камалова И.И.

при секретаре Перваковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Валиуллиной О.В,, ТСЖ «Космос» к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании постановления незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Валиуллина О.В., ТСЖ «Космос» (далее – административные истцы) обратились в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что 21 ноября 2019 года в соответствии с постановлением Мера города Казани №207 «О назначении общественных обсуждений в городе Казани по проекту постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов города Казани», в период с 20 декабря 2018 года по 31 января 2019 года проводились общественные обсуждения проекта постановления Исполнительного комитета города Казани об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов города Казани. Указанная процедура была инициирована ООО «Документ-Центр», являющегося собственником земельного участка площадью 1960 кв.м., с кадастровым номером 16:50:050151:1, и арендатором земельного участка площадью 173 кв. м. с кадастровым номером 16:50:050151:2972. Смежными землепользователями являются собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес изъят> с кадастровым номером 16:50:050151:2903, площадью 4410 кв.м. ТСЖ «Космос» и собственники квартир направили соответствующее обращение, заявление о предоставлении спорного земельного участка, а также возражения в рамках общественных обсуждений проекта постановления против перераспределения спорного земельного участка площадью 173 кв. м. Согласно заключения от 24 января 2019 года о результатах общественных обсуждений проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов города Казани» следует, что проект доработки не требует. Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 19 марта 2019 года №881 «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов города Казани» утвержден проект межевания территории по улице <адрес изъят>, предусматривающий образование земельных участков площадью 2155 кв.м. и площадью 3 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:1, находящегося в частной собственности. С данным постановлением административные истцы не согласны, считают его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Так согласно заключения от 24 января 2019 года о результатах общественных обсуждений проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов города Казани» содержится только одно основание, о том, что на дату обращения ООО «Документ-Центр» с заявлением о перераспределении земельных участков, аналогичного заявления от собственников дома <адрес изъят> по улице <адрес изъят> города Казани не поступало. Кроме того, 29 декабря 2018 года ТСЖ «Космос» направило в Исполнительный комитет города Казани возражения на предоставление спорного земельного участка ООО «Документ-Центр» с приложенным к нему заявлением о перераспределении спорного земельного участка в пользу собственников многоквартирного дома. 23 января 2019 года за подписью начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» был подготовлен ответ согласно которому невозможно перераспределить спорный земельный участок в пользу собственников многоквартирного дома, в связи с тем, что время упущено и права на земельный участок многоквартирного жилого дома не зарегистрированы. Административный ответчик и его подразделения в своих ответах, заключениях и действиях полностью проигнорировал доводы и аргументы собственников квартир и ТСЖ «Космос», а также требование действующего законодательства и муниципальных правовых актов.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным и отменить постановление Исполнительного комитета города Казани от 19 марта 2019 года №881.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Документ-Центр».

На судебном заседании представитель административных истцов требования поддержал в полном объеме.

Иные участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административных истцов, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно статье 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Судом установлено, что товарищество собственников жилья «Космос» (далее - ТСЖ «Космос») зарегистрировано в качестве юридического лица 20 октября 2004 года и в настоящее время осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом расположенном по адресу: <адрес изъят>

К придомовой территории жилого дома, которым управляет ТСЖ «Космос», прилегает земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:2972, который, согласно договору аренды земельного участка №17579 от 5 марта 2014 передан в пользование и владение ООО «Документ-Центр». Указанный договор аренды заключен сроком на 5 лет. Кроме того, ООО «Документ-Центр» принадлежит земельный участок площадью 1960 кв. м. с кадастровым номером 16:50:050151:1, который также является смежным с земельным участком с кадастровым номером 16:50:050151:2972.

В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:1 находящегося в собственности ООО «Документ-Центр», последний обратился в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972, ранее предоставленного ООО «Документ-Центр» в пользование по договору аренды.

Согласно Постановления Мэра г. Казани от 21 ноября 2018 года №207 вынесенного в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 6 июня 2018 года №7-27 на основании заявления ООО «Документ-Центр» было назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов» в период с 20 декабря 2018 года по 31 января 2019 года. На данное общественное обсуждение был представлен проект постановления межевания территории по улице Космонавтов, предусматривающий образование земельных участков площадью 2155 кв. м. и площадью 3 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:1.

В свою очередь, 29 декабря 2018 года ТСЖ «Космос» подало заявление в адрес руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2903 в силу закона находящегося в собственности собственников помещений в многоквартирном доме площадью 4410 кв. м., и земельного участка 16:50:050151:2972 площадью 173 кв. м., а также возражения против утверждения проекта межевания территории по улице Космонавтов по заявлению ООО «Документ-Центр». По существу поданных возражений указано, что земельный участок площадью 173 кв. м. используется жильцами многоквартирного жилого дома под парковку автомобилей с 2005 года. Уборка данного участка осуществлялась силами ТСЖ с 2005 года. Жильцы очень нуждаются в данном земельном участке, в данный момент он захламлен, а среди жильцов очень много семей с маленькими детьми. В настоящее время поданы документы на оформление спорного земельного участка. Передача спорного земельного участка существенно улучшит ситуацию по созданию благоприятных условий для жильцов дома. На спорном участке расположены коммуникации жилого дома.

Согласно заключения о результатах общественных обсуждений от 24 января 2019 года с рекомендациями организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложении и замечаний, следует, что нецелесообразно учитывать предложения и замечания собственников многоквартирного дома и ТСЖ «Космос», данных ими в ходе общественных обсуждений, в связи с тем, что использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972 без предусмотренных на то правоустанавливающих документов не является правовым основанием для внесения изменений в данный проект межевания территории. Кроме того, ООО «Документ-Центр» обратилось в установленном законе порядке с заявлением от 21 февраля 2018 года №2463/УАиГ о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050151:2972, 16:50:050151:1 и по данному обращению проведена процедура установленная Градостроительным кодексом РФ. На дату обращения ООО «Документ-Центр» заявления от собственников помещений дома №39Б по ул. Космонавтов о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972 не поступало.

Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 19 марта 2019 года №881утвержден проект межевания территории по улице <адрес изъят> г. Казани, предусматривающий образование земельных участков площадью 2155 кв. м. и площадью 3 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:1, находящегося в частной собственности.

Не согласившись с данным постановлением административные истцы обратились в суд с требованием признать его незаконным и отменить.

Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 19 марта 2019 года №881 «Об утверждении проекта межевания территории по улице <адрес изъят>» является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Так согласно сведениям находящихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:2903 за ТСЖ «Космос» не зарегистрированы.

Земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:1, занимаемый административным зданием и зданием караульного помещения, предоставлен в собственность за плату ООО «Документ-Центр» на основании постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15 августа 2011 года №4528. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, права на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:1 зарегистрированы за ООО «Документ-Центр» 10 октября 2011 года. Запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:2972 площадью 173 кв. м., расположенный по улице <адрес изъят>, представлен ООО «Документ-Центр» в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством, для эксплуатации объекта капитального строительства- административного здания. Следовательно, у ООО «Документ-Центр» имеются основания для перераспределения смежного земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2972 площадью 173 кв. м.

ООО «Документ-Центр» в установленном законе порядке обратилось с заявлением от 21 февраля 2018 года о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050151:2972 и 16:50:050151:1 и по данному заявлению проведена процедура, установленная Градостроительным кодексом РФ. Следует отметить, что на дату обращения ООО «Документ-Центр» заявления от собственников помещений дома <адрес изъят> по улице <адрес изъят> г. Казани о перераспределении земельного участка не имелось.

Следовательно, административный соответчик обоснованно вынес постановление от 19 марта 2019 года №881«Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов» руководствуясь нормами права. Данное постановление необходимо для дальнейшей процедуры перераспределения запрашиваемого земельного участка.

Кроме того согласно ответу на письмо от 23 января 2019 года №15/04-ИСХ/404, поступившее в адрес ТСЖ «Космос» от МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» следует, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, права на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:2903 за ТСЖ «Космос» не зарегистрированы. Часть запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2903 расположено в границах земельного участка, образуемого для ООО «Документ-Центр» под административным зданием, путем перераспределения земельного участка. В связи с этим в образовании земельного участка с кадастровым номером 16:50:050151:2903 по улице Космонавтов, д. <адрес изъят> путем перераспределения не представляется возможным.

Доводы административных истцов о фактическом использовании спорного земельного участка как основании для перераспределения земельного участка в пользу ТСЖ «Космос» несостоятельны, поскольку такое использование осуществляется без правовых оснований, что не отрицалось представителем административных истцов в ходе судебного разбирательства.

Суд также отклоняет доводы представителя административных истцов о невозможности перераспределить земельный участок, обремененный правами третьих лиц. В данном случае земельный участок с кадастровым номером 16:50:050151:2972 до подачи заявления о перераспределении уже находился в пользовании у ООО «Документ-Центр» на основании договора аренды, следовательно нарушения прав пользователя земельного участка в результате данных действий не последовало. При этом, спорный земельный участок невозможно перераспределить в пользу ТСЖ «Космос», поскольку в таком случае будут нарушаться права пользователя земельного участка по договору аренды ООО «Документ-Центр».

Также суд отмечает, что у суда в порядке статьи 227 КАС РФ отсутствуют полномочия по отмене оспариваемого постановления «Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов».

Таким образом, исходя из обстоятельств дела, представленных документов, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Валиуллиной О.В,, ТСЖ «Космос» к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании постановления незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 25 октября 2019 года

Судья Д.А. Бусыгин