Дело № 2а-766/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 26 декабря 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
с участием помощника прокурора Южского района Ивановской области Шероновой Н.П.,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Южского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконными бездействия и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Южского района Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями ст.39 КАС РФ, ст.14 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 125, п. 1 ст. 225, ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст. 5 Федерального Закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обратился в суд с административным иском к Администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество 2-х опорных столбов, расположенных на ул. Революции у дома №69 г. Южа Ивановской области в качестве бесхозяйного имущества и понуждении Администрации Южского муниципального района Ивановской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет 2-х опор линии ЛЭП с линией электропередач, расположенных на ул. Революции у дома №69 в г. Южа Ивановской области, как бесхозяйного имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки на предмет надлежащего содержания имущества, занятого в сфере ЖКХ, установлено, что на территории г. Южа на ул. Революции у дома №69 расположено 2 опорных столба линии электропередач с линией ЛЭП, не имеющих собственника. Отсутствие зарегистрированного права на объект недвижимого имущества электросетевого хозяйства ведет к снижению эффективности управления им, невозможности передачи на каком либо вещном праве третьим лицам, делает невозможным надлежащее содержание объекта, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам Южского городского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Южского района Шеронова Н.П. административные исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что опоры линии электропередач, являющиеся предметом настоящего иска, являются сооружениями, по которым проходит ответвление от основной линии электропередач г. Южа, обеспечивающее передачу электроэнергии жителям многоквартирного дома. Указанные объекта недвижимого имущества были выявлены как бесхозяйные административным ответчиком в 2017 году, однако до настоящего времени, каких либо мер к постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного не принято.
Представитель административного ответчика Администрации Южского муниципального района Ивановской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного письменного отзыва, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, ходатайствовало об установлении срока для постановки на учет недвижимого имущества, являющегося предметом иска, в качестве бесхозяйного до 31.12.2020 года, указав на длительность бюджетного процесса и необходимоть проведения закупочных процедур в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе закупок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и осуществления кадастровых работ.
Выслушав прокурора Шеронову Н.П., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" содержится перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения, в том числе выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - ОКОФ), утвержденного Приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, а также Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которым сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел "Введение" ОКОФ).
Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
В силу п. 1 ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, воздушные вводы и кабельные линии) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в ЕГРН регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п.п.3,5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее в т.ч. Порядок).
В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 24 Устава Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области, полномочия исполнительно-распорядительного органа Южского городского поселения Южского муниципального района решением Совета Южского городского поселения Южского муниципального района возлагаются на Администрацию Южского муниципального района в соответствии с настоящим Уставом и Уставом Южского муниципального района.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки на территории Южского городского поселения выявлены объекты электросетевого хозяйства – 2 опорных столба с линией электропередач расположенных на ул. Революции у дома №2, что подтверждается актом проверки от 02.12.2019 года.
Согласно акта обследования от 28.03.2017 года, комиссией, созданной распоряжением Главы администрации Южского муниципального района Ивановской области, в целях выявления бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, уличного освещения опор линий электропередач г. Южа, выявлены 2 опоры освещения с линией электропередач, расположенные по адресу: <...> у дома №69,являющиеся воздушными линиями уличного освещения и не числящиеся на балансе ОАО «Объединенные электрические сети».
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.12.2019 года в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемые сведения о собственниках спорных столбов линии электропередач отсутствуют. Сведения о переходе прав на объекты, права собственности – отсутствуют.
Как следует из справки Комитета по Управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района от 05.12.2019 года, опоры уличного освещения, расположенные по адресу: <...> у д. №69 (2 опоры с линией электропередач), собственностью Южского городского поселения Южскоо муниципального района Ивановской области не являются, в реестре имущества Южского городского поселения не включены, на кадастровый учет не поставлены.
Исходя из ответа АО «Объединенные электрические сети» от 25.12.2019 года указанные объекты электросетевого хозяйства – опоры уличного освещения, расположенные по адресу: <...> напротив дома №69 к имуществу, принадлежащему АО «Объединенные электрические сети не относятся и на балансе сетевой организации не состоят.
Вместе с тем, данный объект находится в административных границах Южского городского поселения.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено, что объекты электросетевого хозяйства – 2 опорных столба с линией электропередач, расположенных вблизи дороги на ул. революция в г. Южа Ивановской области, через дорогу от дома №69, в муниципальной собственности не находятся, право собственности на данные объекты ни за кем не зарегистрировано, при этом, доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу, что Администрацией Южского муниципального района не предпринят достаточных мер к признанию объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным.
Статус сооружения как бесхозяйного делает невозможным принятие мер к содержанию объекта, что негативно сказывается на состоянии недвижимого имущества, организации уличного освещения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц и права муниципального образования.
При таких обстоятельствах непринятие административным ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, а бездействие по постановке объектов электросетевого хозяйства на учет в качестве бесхозяйного имущества является незаконным.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного сооружения должна быть возложена на Администрацию Южского муниципального района Ивановской области, являющуюся исполнительным органом местного самоуправления Южского городского поселения.
При определении срока исполнения возложенной обязанности суд считает, что срок для устранения нарушений, предложенный прокурором до 01.03.2020 года, учитывая объем работы, который Администрации Южского муниципального района необходимо выполнить для осуществления постановки объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, является обоснованным, разумными и исполнимыми. При этом судом учитывается, что объекты, являющиеся предметом настоящего иска, были выявлены административным ответчиком как бесхозяйные в 2017 году. С указанного времени, каких-либо мер к постановки их на учет не принималось, доказательств обратного не представлено. Доводы административного ответчика о предоставлении срока для исполнения требований прокурора до 31.12.2020 года, какими-либо доказательствами не подтверждены, а ссылки на Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ, являются неубедительными, и не соответствующими положениям указанного закона.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание, в том числе и на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с объемом работы, которую необходимо провести административному ответчику для устранения выявленного нарушения, суд считает достаточным и разумным срок до 01 апреля 2020 года для предоставления информации об исполнении решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.
Признании незаконным бездействия Администрации Южского муниципального района Ивановской области по непринятию мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним двух опорных столбов, расположенных в г. Южа Ивановской области на ул. Революции у д. №69 в качестве бесхозяйного имущества
Обязать Администрацию Южского муниципального района Ивановской обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет двух опор линии электропередач с линией электропередач, расположенных в г. Южа Ивановской области на ул. Революции у дома №69, в качестве бесхозяйного имущества, в срок до 01 марта 2020 года.
Обязать Администрацию Южского муниципального района Ивановской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Палехский районный суд и в прокуратуру Южского района Ивановской области не позднее 01 апреля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись Л.В. Пятых
Решение суда в окончательной форме вынесено 09 января 2020 года.