РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 июля 2018 года <адрес>
Донской городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием
представителя административного истца старшего помощника прокурора <адрес>ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №а-766/18 по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, обязании утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля,
установил:
прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, обязании утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В ходе проведенной проверки установлено, в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до настоящего времени администрацией муниципального образования <адрес> не разработан и не утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. Также не разработан и не утвержден Порядок ведения перечня видов муниципального контроля.
Подобное бездействие ущемляет права не только субъектов предпринимательской деятельности, но и неопределенного круга лиц, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в вышеназванной сфере.
Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования <адрес> по утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядка ведения перечня видов муниципального контроля, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании поддержала требования административного истца в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят - правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации, в соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Муниципальный контроль, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а так же на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, согласно ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Прокуратурой города установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до настоящего времени администрацией муниципального образования <адрес> не разработан и не утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. Также не разработан и не утвержден Порядок ведения перечня видов муниципального контроля.
К тому же, ранее прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с требованием разработать и утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля. Однако, до настоящего времени администрацией муниципального образования <адрес> не принято действенных мер к утверждению указанного муниципального правового акта.
Вышеуказанные нарушения ущемляет права не только субъектов предпринимательской деятельности, но и неопределенного круга лиц, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в вышеназванной сфере.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, обязании утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядка ведения перечня видов муниципального контроля.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, а также порядок ведения перечня видов муниципального контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд <адрес> в течение одного месяца.
Председательствующий